Исключение из правил

В Минске к концу года будет построено 88 тысяч кв. м общей площади жилья для улучшения жилищных условий 1.100 многодетных семей…

«Вшестером мы живем на 16 метрах — я, муж, трое маленьких деток и моя мама, — в голосе многодетной мамы, минчанки Елены (фамилию по ее просьбе опускаем), звучало отчаяние. — Прошу, помогите, жить в таких нечеловеческих условиях невозможно!» Подробности на первый взгляд шокирующие. У абсолютно благополучной семьи с одним ребенком, живущей в приватизированной комнате, в прошлом году родились близнецы. Семья автоматически стала многодетной, но вот жилье так же автоматически, как это предполагает наше законодательство, к сожалению, не стало больше. Причем в очередь Елену поставили еще прошлой осенью, а меньше чем через год, когда наконец–то наметился конец жилищным неурядицам, как гром среди ясного неба прозвучало решение исполкома: снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий! Дикость? Чиновничий произвол? При ближайшем рассмотрении ситуация оказалась не столь однозначной и… не такой уж экстраординарной.

С одной стороны, как такое могло случиться? Ведь 15 метров, положенных на каждого, в семье Елены и близко нет, не говоря уже о том, что многодетным семьям оказывается особая помощь в решении жилищных проблем. В Минске, например, с момента подачи заявления они включаются в списки на строительство в течение года, кроме того, государство предоставляет финансовую поддержку в погашении задолженности по кредитам, взятым на строительство или покупку жилья. Скажем, если в семье трое несовершеннолетних — в размере 50 процентов от суммы задолженности. Но, как оказалось, в данной ситуации есть свои подводные камни. «Отказано в связи с ухудшением жилищных условий», — кратко ответили «СБ» в жилищном отделе Мингорисполкома. Казалось бы, абсурд: логичнее было бы отказывать по причине улучшения. Однако в процессе проверки документов обнаружилось, что несколько лет назад семья Елены получила в дар 2–комнатную квартиру, и обстоятельства сложились так, что она вынуждена была ее продать, оставшись ютиться на своих 16 метрах. Кстати, какие форс-мажорные обстоятельства возникли, семья не распространяется, но, поскольку она вправе распоряжаться своей недвижимостью по собственному усмотрению, копаться в причинах не станем. Тем не менее с точки зрения закона данный факт расценивается как сознательное ухудшение жилищных условий и, согласно п. 6 Указа № 565 «О некоторых мерах по урегулированию жилищных отношений», лишает семью права встать на очередь в течение 5 лет. Даже несмотря на то, что уже после сделки она стала многодетной! И вот теперь снова встать на очередь Елена с мужем сможет еще только через полтора года…

С другой стороны, а жить–то как? Елена обошла все возможные инстанции, побывала на приеме у многих специалистов в районной и городской администрациях, Министерстве ЖКХ — в надежде, что в ее положение войдут, помогут. У нее свои доводы: «Ведь даже если бы у нас была та квартира, метров все равно бы не хватало!» Но везде на просьбы было отвечено отказом и ссылками на существующее законодательство. «Никто не хочет меня понять! — с обидой констатирует Елена. — Если бы они своими глазами увидели, как мы живем! Терпеть такое положение — а пока включат в очередь, пока будут строить жилье, пройдет года четыре, а то и пять, — нет сил! Честно говоря, у меня уже опускаются руки…» В поисках выхода мы вместе с Еленой отправились к Татьяне Кравченко, председателю общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей», члену Национальной комиссии по правам ребенка. Татьяна Александровна удивила:

— Ваш случай далеко не единичный. Например, у нас была семья с 5 детьми, которая также, не подумав, ухудшила свои условия и 5 лет ждала возможности встать на очередь. Полагать, что статус многодетной может дать семье возможность обойти существующее жилищное законодательство, — ошибка. Поэтому стоит на несколько шагов вперед просчитывать последствия, прежде чем совершить ту или иную операцию с недвижимостью. Безусловно, ваша ситуация весьма непростая, но, надо признать, что в определенной степени вы ее создали сами.

В итоге для того чтобы войти в положение многодетной семьи, а оно и вправду нелегкое, чиновникам нужно взять на себя ответственность и принять решение «в виде исключения». Татьяна Кравченко в нашем присутствии сделала звонки в районную администрацию и в управление жилищной политики Мингорисполкома. Там о ситуации Елены хорошо осведомлены, но пока порадовать ничем не могут. На данный момент ее заявление рассматривается в горисполкоме. И вопрос о том, как в ближайшие годы будут перебиваться на 16 метрах трое маленьких детей и их родители, пока остается открытым. А сама эта история для других послужит наукой.

Справка «СБ»

В Минске к концу года будет построено 88 тысяч кв. м общей площади жилья для улучшения жилищных условий 1.100 многодетных семей. В мае на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли более 3 тысяч многодетных семей, из них около 1 тысячи — менее года. За последние 5 лет, по приблизительным оценкам, около 80 процентов нуждающихся многодетных семей въехали в новые квартиры.

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Фото: РЕЙТЕР

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.