Фоторепортаж из цеха по производству колоколов

Есть что-то завораживающее в колоколах. Ведь они не просто инструменты для создания звука особого качества и исключительной чистоты. Колокола еще и средство для общения с Богом и людьми. Они как бы привлекают его внимание к событию, происходящему в церкви. Ведь колокольный звон бывает торжественным и траурным, он может сообщать благую весть или просто радовать слух музыкой, которую создает звонарь. Но и не только. Каждый колокол, сам по себе, еще и произведение искусства. В небольшом городке Тутаеве на севере Ярославской области есть колокольный завод. Он известен, наверно, на весь мир. Тутаевские колокола звенят в храмах по всей России, в Украине и Казахстане. Нет, колокол, конечно, "начинается" не так. Сначала нужны расчеты, нужно на бумаге рассчитать, каким будет новый колокол, потом вырезать лекала, которые и определят его форму. И лишь потом начинается долгий процесс, в ходе которого на ось (стержень) слой за слоем насаживается глина. Причем даже глина здесь особенная — ее вывозят из некоего карьера в Ярославской области. Но не спрашивайте, какого: это секрет тутаевских мастеров. Владельцем и душой завода является Николай Шувалов. Собственно, он так и называется: Колокольный завод Николая Шувалова. И кто лучше него может рассказать о колоколах и процессе их изготовления?! На заготовку слой за слоем накладывается глина, причем ее качество постепенно улучшается: она становится все тоньше и тоньше, пока, наконец, на веретене не оказывается вполне "оформленный" колокол. Но глиняный, а не медный. И это пока еще внутренняя поверхность колокола. Потом на стержень надевается другое лекало, по которому "нарезается" внешний профиль будущего колокола. Слой за слоем ложится глина, но уже другого качества. И на следующей фотографии видны колокола в разной степени готовности. А здесь видно лекало, приподнятое над глиняной колокольной заготовкой. Лекало двигается вокруг формы, делая более ста кругов в день. И когда форма готова, на нее накладываются украшения. Это тоже очень кропотливый труд: украшения сначала делаются из пластилина, потом отливаются в специальные формы, из которых происходит новая отливка — на этот раз в воске. И на глиняный колокол накладываются восковые буквы и изображения. Получается примерно вот что: Когда внешняя форма колокола готова, верхний кожух аккуратно снимается, и под ним оказывается точная копия будущего колокола. Но глиняная. Ее вынимают и уничтожают. И вот, после более чем двухмесячного труда наступает момент отливки. Сама отливка длится немногим более десяти минут. Ну, для больших колоколов, наверно, около двадцати. Потом металл остывает, и вот он, почти уже готовый колокол! К нему нужно прикрепить язык. Один из вот таких. И все, колокол готов. В него можно звонить. И Владимир Дегтярев, художник и звонарь, делает это с элегантным мастерством. Каждый колокол обладает своим "голосом" — и чем чище звук, тем ценнее колокол. На некоторых колоколах видны надписи мелом — это ноты, которые они выпевают. И если присмотреться к небольшому колоколу в центре снимка, то можно увидеть, что на нем написано. К чести президента надо сказать, что колокол этот вполне скромного размера.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.