Борьба за наивысшую скорость

Началось все с вопроса — какую скорость движения автомобиля на считать оптимальной? Тысячелетиями максимальная быстрота передвижения человека на суше определилась возможностями конных повозок и, в общем, казалась вполне достаточной. Паровозы за несколько десятилетий XIX века подняли этот предел вдвое — скорость на железных дорогах достигла 70—90 кил метров в час. Но подобная стремительность передвижения еще дол казалась ненужной и опасной на дорогах общего пользования. Первое в мире автомобильное соревнование по маршруту Париж – Руан – Париж, состоявшееся 1894 году, предписывало участника движение со средней скоростью 16-17 километров в час. Уже в следующем, 1895 году на гонках Париж-Бордо—Париж. Первый абсолютный мировой ре­корд скорости на суше был установ­лен в 1898 году гонщиком Г. Шаслу-Лоба на электромобиле конструк­ции француза Ш. Жанто. Машина как две капли воды походила на пролетку, отстегнутую от лошади. Ее приводили в движение два элек­тромотора общей мощностью около 36 лошадиных сил. Достигнутая скорость равнялась 63,15 километра в час. Через год бельгиец К. Женатци на электромобиле своей конструкции превысил это достижение на три с лишним километра в час. Тогда Жанто снова вышел на ди­станцию и взял реванш — 70,31 ки­лометра в час. Но дорогой ценой — сгорели тяговые двигатели машины. Воспользовавшись аварией конку­рента, бельгиец, установив на свой электромобиль более мощный мотор, достигает скорости 80,34 километра в час. Жанто не спешит отвечать – но спустя месяц выставляет на рекорд­ную трассу машину, разительно от­личающуюся от предыдущего экзем­пляра — пролетки без лошади. Мощ­ность ее двигателя всего на 4 лоша­диные силы больше, зато боковины прикрыты плоскими панелями, ходо­вая часть — брезентом, а нос за­острен наподобие лодочного. Шас-слу-Лоба проходит на этом «мино­носце» контрольную дистанцию со средней скоростью 92,70 километра в час, показав всем, насколько мо­жет повыситься скорость, а значит, и КПД машины, благодаря совер­шенствованию ее аэродинамических форм! Урок усваивает прежде всего кон­курент— Камиль Женатци. Несколь­ко недель затрачивает он, чтобы одеть свою конструкцию в еще более обтекаемый, сигарообразный кузов, изготовленный из легкого, прочного сплава алюминия с вольфрамом и тщательно отполированный. 29 апре­ля 1899 года, управляя этой маши­ной, сам конструктор преодолевает заветный 100-километровый барьер— новый рекорд равен 105,88 километ­ра в час. В дальнейшей борьбе за наивыс­шую скорость электромобили не вы­держали конкуренции с паровыми и бензиновыми машинами, но хоро­шая обтекаемость кузова с тех пор стала безусловным достоинством ав­томобилей всех типов, рассчитывае­мых на движение со скоростями свы­ше 60 километров в час. Последний скоростной паромо­биль, успевший раньше других на­земных экипажей преодолеть оче­редной рубеж — 200 километров в час, тоже поразил современников аэродинамическим совершенством формы. В конце первого десятиле­тия скорости, зимой 1906 года, братья Фред и Френсис Стенлей вы­катили на песчаную трассу пляжа Дайтона, где была отмечена мерная миля, свою низкую остроносую па­ровую «ракету». Если в машинах Женатци и Жанто водители возвы­шались над обтекаемыми кузовами, то на паромобиле «Стенлей рокет» гонщик Ф. Марриотт был почти пол­ностью закрыт панелями кузова, что значительно улучшало аэродинами­ку машины на трассе. Новаторством было признано и гораздо более низ­кое, чем у всех иных паро-, элек­тро – и автомобилей того времени, расположение центра тяжести на «ракете». Это обеспечило ей высо­кую устойчивость, весьма желатель­ную не только на больших скоростях. 26 января 1906 года «ракета» до­стигла скорости 205,38 километра в час. А через год модернизирован­ный паромобиль с машиной мощно­стью около 200 лошадиных сил на скорости 240 километров в час раз­валился на куски. Гонщик Ф. Мар­риотт потерял в этой аварии глаз и остался жив только чудом. Фирма «Стенлей», проработав еще некото­рое время, прекратила свое суще­ствование. Паромобили вслед за электромо­билями вышли из борьбы за ско­рость, подтвердив тем самым пре­имущества машин, оснащенных дви­гателями внутреннего сгорания. Этот факт стал еще одним практическим результатом погони за фантастиче­скими скоростями. И дальнейшая история автомо­бильных гонок, развития конструк­ций скоростных машин немало со­действовала автомобильному про­грессу.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.