Царь-танк" – неизвестная история

Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. В разработке также принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колесную боевую машину. Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр был впоследствии разобран на металлолом. Разработка проекта Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час. Парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта. Реализация проекта Работы под императорским патронажем шли быстро — вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем использовавшиеся на других танках Первой мировой войны), снятых с подбитого немецкого дирижабля. Также испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний. Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом. Интересные факты – Прозвище «Летучая мышь» или «Нетопырь» танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры или ветви дерева. – Деревянную модель танка, из

Ещё :

  • December 11, 2010 -- Под огнем
    О трагедии на «Пинскдреве» Самым трагичным событием уходящего года не только на Брестчине — в стране — стал взрыв на «Пинскдреве», унесший жизни 14 человек. На декаб...
  • December 10, 2010 -- Открылся новый фронт в междоусобной войне демократов/псевдодемократов
    В Казахстане междоусобные войны “демократов”, “социал-демократов” и “либералов” – они сами так себя называют – не в новинку. Однако в последнее время просто как прорв...
  • December 25, 2010 -- Армения ушла от решения карабахского вопроса в Астане: Али Гасанов
    На саммите ОБСЕ в Астане были предприняты серьезные попытки по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил журналистам заведующий общественно-полити...
  • December 17, 2010 -- Навигационный период на водных объектах Ульяновской области завершается
    Навигационный период на водных объектах Ульяновской области завершается, сообщили корреспонденту - ВолгаИнформ в пресс-службе ГУ МЧС России по Ульяновской области. На...
  • January 6, 2011 -- В Геоктепе обсудили роль музеев в воспитании молодежи
    Вы здесь: -> ОБЩЕСТВО АХАЛСКИЙ ВЕЛАЯТ, 15 декабря - ИП “ТУРКМЕНинформ”.  В Национальном музее “Геоктепе”  прошла научно-практическая конференция, посвященная роли...
  • December 7, 2010 -- Инструкция к жене!
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯЖена — существо в основном женского пола, проживающее совместно с мужчиной, ведущее с ним единое хозяйство и, по некоторым данным, всячески пытающееся о...
  • October 25, 2010 -- Ураган – внук Катюши
    Все отечественные реактивные системы залпового огня (РСЗО) нового поколения разработаны на Тульском государственном научно- производственном предприятии Сплав. Посл...
  • December 28, 2010 -- Отзыв об отеле ,Baudelaire Opera Париж Франция ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ
    Были в Париже на майские праздники.Когда поездке готовились много информцииполучили именно из отзывов в интернете.Большое спасибо всем!Особенно помогла история про «ф...
  • December 30, 2010 -- Оксана Грищук хочет квартиру и пост президента
    Самая экстравагантная претендентка на пост президента федерации фигурного катания России (ФФКР) Оксана Грищук не получила поддержки у двух ключевых ведомств— министер...
  • November 10, 2010 -- Смерч на Каспии
    Вы здесь: -> ОБЩЕСТВО БАЛКАНСКИЙ ВЕЛАЯТ, 23 ноября - ИП “ТУРКМЕНинформ”.   Погода в Туркменбаши быстро меняется. Еще вчера светило солнышко и тепло держалось на о...
  • December 20, 2010 -- В Курганской области появятся мобильные офисы центров занятости
    17 автомобилей, в том числе 13 мобильных офисов центра занятости населения, оснащенных компьютерным оборудованием поступили в Курганскую область. Услуги, которые буду...
  • October 8, 2010 -- Миллионный 2011-й
    Принятый на 2011 год бюджет Коми – сугубо положительный для Ухты. Такое мнение высказал о главном финансовом документе республики на следующий год руководитель ухтин...
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.