РФ считает необоснованными попытки некоторых политических сил Молдовы представить ограниченное российское военное присутствие на Днестре как оккупацию

Россия считает необоснованными попытки определенных политических сил в Молдове в отрыве от существенно изменившихся с 1999 г. геополитических и геостратегических реалий на пространстве ОБСЕ представить весьма ограниченное и вынужденное российское военное присутствие на Левобережье Днестра (Приднестровье) как некую оккупацию или средство давления на Кишинев.

Об этом заявил посол России в Молдове Валерий Кузьмин, выступая на международном общественном форуме “Молдавская государственность и демократия после преодоления политического кризиса. Будущее российско-молдавских отношений в рамках V заседания круглого стола “Россия-Молдавия: диалог во имя будущего”. Он отметил, что подобная позиция является некорректной, поскольку не учитывает ни контекст приднестровского конфликта, ни расширение блока НАТО, создание иностранных военных баз в Румынии и Болгарии и, в конце концов, продолжающий свое действие российский мораторий на выполнение обязательств по адаптированному ДОВСЕ в связи с фактическим отказом всех государств НАТО, а также Молдовы, ратифицировать этот документ, давно ратифицированный Российской Федерацией.

Валерий Кузьмин отметил, что Россия внесла эффективный вклад в купирование активной военной фазы приднестровского конфликта, развернула и поддерживает свой воинский контингент в рамках совместных миротворческих сил, которые гарантировали прочный мир на Днестре и создали прецедент самой успешной миротворческой операции в мировой практике последних десятилетий. Посол РФ в Молдове подчеркнул, что, взяв в свое время на себя т.н. стамбульские обязательства на саммите ОБСЕ 1999 г., Россия последовательно выполняла их как в военной сфере (полный вывод вооружений, ограничиваемых ДОВСЕ, эвакуацию боеприпасов), так и в политической сфере.

По его словам, к сожалению, в силу непоследовательной позиции Молдовы в конце 2003 г. было сорвано подписание согласованного сторонами конфликта плана политического урегулирования приднестровской проблемы, что привело впоследствии к глубокому кризису как переговорного процесса и российско-молдавских отношений в целом, так и к прекращению вывоза боеприпасов с Левобережья Днестра (Приднестровский регион), против чего в новых условиях выступил Тирасполь. Как отметил В.Кузьмин, хотя Россия не несет никакой ответственности за это, она терпеливо и последовательно продолжила дипломатические усилия по возобновлению переговоров. В 2005 г. российская сторона поддержала создание “консультативного переговорного формата” – постоянного совещания по политическим вопросам, который получил кодовое название “5+2″, а впоследствии активно содействовала возобновлению прямых контактов сторон, включая встречи их руководителей.

Вместе с тем, как подчеркнул Валерий Кузьмин, восстановить переговорную динамику в полном объеме до сих пор не удалось. Как неоднократно подтверждала российская сторона в последние годы, в т.ч. в заявлении руководителей России, Молдовы и Приднестровья от 18 марта 2009 г., РФ готова рассматривать вопрос о трансформации миротворческой операции на Днестре в гражданскую в контексте достижения политического урегулирования приднестровского конфликта.

По его словам, при этом важно понимать, что никакое политическое урегулирование в современном, цивилизованном смысле этого термина невозможно без налаживания равноправного диалога сторон конфликта и достижения между ними компромиссов по основным статусным и другим аспектам урегулирования на базе как уважения территориальной целостности РМ, так и обеспечения гарантированного статуса приднестровского региона, прав проживающих там людей.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.