Да, представьте себе: была такая улица в центре Минска. Улица Школьная. Правда, тогда, в самом начале XVII века, когда строился костел ордена иезуитов, ныне Пресвятой Девы Марии, на Зборовой (или Соборной площади) в Верхнем городе, она имела другое название, так как одновременно создавался коллегиум для семинаристов католического вероисповедания, своеобразный просветительский центр. Позже, в российском имперском варианте, улица стала называться Школьной. Была хоть узенькой, но мощеной и чистенькой. Она, как нить, связывала Немигу и Низкий рынок с Верхним городом.
При спуске к улице Немиге располагались магазины и лавочки. Достопримечательностью сего места была Свято–Преображенская церковь женского монастыря Свято–Петро–Павловского собора, которую к концу ХVII века из–за невероятной бедности продали еврейской общине, и она стала хорошо известна в ХХ веке под названием «Холодная синагога». Но не менее интересной достопримечательностью среди всех зданий Школьной улицы был дом в классическом стиле — так называемая усадьба ХVIII — XIХ веков, который, претерпев все невзгоды, дожил до наших дней. И кто бы мог предположить, что именно этот дом, в котором в советское время размещался военкомат, призывной пункт, откуда сотни молодых минчан весной и осенью отправлялись служить Отечеству, и я сама провожала отсюда сына Александра в армию в тревожные годы афганских проблем, так вот это старинное здание стало в наши дни сенсацией…
История такова. Предполагается, что вначале особняк принадлежал иезуитскому костелу и жили в нем семинаристы католического вероисповедания. Позже, в конце века, граф Михал Пшездзецкий, владелец усадьбы, продал ее горожанину Андрею Станкевичу. И датируется этот факт 1795 годом. А в исторических документах Минска до недавнего времени означается дом как городская усадьба ХVIII века. Проходили годы, десятилетия, столетия. Подошел черед реконструкции и реставрации старинного памятника архитектуры. Правда, к этому времени остались лишь передняя стена и два крыла фасада, которые строители едва успели законсервировать, так как здание, простояв более двух столетий без должного внимания и заботы, полностью обветшало и «благополучно» рухнуло. Теперь вместе со зданием планируется восстановить окружающее пространство. И после того как это случится, нынешняя площадь Свободы обретет еще один памятник архитектуры. А это значит, что к строениям в стилях барокко, ренессанс, классицизм присоединится памятник архитектуры в стиле классицизма более раннего периода.
Главного художника восстановительного проекта Владимира Васильевича Ракицкого ожидало много «открытий чудных». Он был по–настоящему удивлен и обрадован открывшимися уникальными раритетами: художественной росписью и керамической лепкой в греческом и помпейском стилях, которые чудесным образом сохранились под слоями бездумной и бездушной размалевки в более позднем интерьере уникального дома. Находки оказались уникальными не только для Минска, но и для всего национального искусства. Здание раскрыло наконец свою главную двухвековую тайну, превратившись из обычного, как в старину выражались, партикулярного, то есть частного, дома в настоящий дворец. Причем по всем канонам архитектуры. Статус солидный. Официально звучит так: бывший дворец подканцлера Великого княжества Литовского ясновельможного графа Михала Пшездзецкого. Итак, нам остается только набраться терпения и встретиться с уникальным раритетом через энное количество времени. Жаль только, улицу Школьную не восстановить.
Светлана ИВАНОВА, Минск.