О рыбоводческой отрасли
По осени считают не только цыплят. Подводят итоги работы и рыбхозы. Спускают и облавливают пруды. 2010 год для отрасли сложился благоприятно, заверяют в департаменте по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода. Правда, одну беду искоренить все никак не удается.
Легкодоступная прудовая рыба не оставляет равнодушными криминальных рыболовов. Нет недели, чтобы в милицейских сводках не появилось сообщение о задержании браконьеров на Брестчине. Чаще остальных зависает в браконьерских сетях рыбхоз «Соколово». Только в октябре одна компания выудила в здешних водах 89 килограммов рыбы, другая — 150. В рыбхозе «Локтыши» вытащили 165 килограммов… У рыбхозов слабая охрана, сетуют специалисты. И советуют не покупать рыбу с рук. Может, это и выход. Но если старушка с большой корзиной продает у брестского колхозного рынка свежую щуку, которую рыбхозы привозят очень редко, соблазн велик. Щука и фаршированная хороша, и суп из нее отличный.
Бывалые рыбаки удивляются, что рынки и магазины предлагают столь скудный выбор прудовой и речной рыбы. Ведь сегодня более сотни государственных и частных структур владеют водными угодьями. И деньги на зарыбление тратятся немалые.
Самому обеспечить семью рыбой, конечно, интереснее, но не всегда просто. Понимание между рыбаками и хозяевами водоемов бывает не всегда. В нынешнем году неприятные инциденты на Брестчине продолжались. Это и коллективное письмо рыболовов председателю облисполкома по поводу зарыбления озер в Малоритском районе, и жалобы на арендатора в Ивановском, и, наконец, повышение «ценника» для любителей на Бобровичском озере под Ивацевичами. Здесь появился новый собственник, и сразу с 11 до 20 тысяч рублей поднялись цены на любительскую рыбалку. Даже въезд на территорию стал платным. Кроме того, запретили выходить на воду на лодке с мотором. Это ограничение вызвало негодование местных жителей, которые переправлялись на другой берег за клюквой. Рыболовы теперь стараются объезжать Бобровичи стороной. И кому, скажите, это выгодно? Ведь в здешних местах и агроэкоусадьбы «под рыбаков» открыты, и теплоход на воду спустили…
Об изменениях на Бобровичском молва и интернет разнесли информацию быстро — это озеро у любителей отдыха с удочкой, можно сказать, культовое. Но далеко не каждый сельский рыбак знает правила, которые устанавливают арендаторы на менее известных водоемах. А ведь еще на подъезде к озеру или реке, которые в аренде, должны быть информационные щиты. Если заплатил рыболов и ничего не поймал, смело можно требовать компенсацию от хозяина — с чеком в руке, разумеется. Если арендатор говорит, что никому ничего не должен, заручитесь свидетелями, чтобы потом привлечь хитреца к ответственности. К сожалению, нередко жалобы разочарованных рыбаков ничем не подкреплены и разбирать их — пустое дело…
Рыболовы–любители, а их в нашей стране как минимум миллион (на рыболовецких интернет–сайтах «гуляет» такая цифра), предлагают ввести единый рыболовный билет. Может, это тоже выход, раз из года в год — споры и конфликты между рыбаками и арендаторами?..
Но что же рыбхозы, дело чести которых обеспечить каждого из нас рыбой? Говорят, в этом году выращено 17,7 тысячи тонн карпа, толстолобика, белого амура и прочих видов. Солидная цифра. В перспективе даже планируется заместить белорусской продукцией импортную вяленую и копченую рыбу. Поэтому все наши рыбхозы, производящие более тысячи тонн в год, уже в следующем году будут иметь перерабатывающие цехи. Смелые планы. Но, согласитесь, раз в рыбоводческую отрасль вкладываются серьезные средства на техперевооружение, содержание прудов, их зарыбление, то не мешало бы подумать, как охранять владения от браконьеров. Пока же рыбаки–нелегалы беззастенчиво пользуются ситуацией. В отличие от честных рыболовов, которых может обидеть каждый арендатор.
Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ