Нерешенными остаются вопросы компенсации гражданам причиненного преступлением вреда, выработки механизмов оказания безотлагательной помощи лицам, пострадавшим от преступных посягательств
И. Ахметова, зав. Государственно-правовым отделом Администрации Президента РК, “Юридическая газета”, 8 декабря
В своем Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года “Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана” Глава государства поставил задачу – гуманизировать законы.
Следует сразу оговориться, что гуманизацию законов не следует сводить лишь к декриминализации составов преступлений и в целом к либерализации только отраслей законодательства, связанных с уголовной ответственностью и ее реализацией – уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Как известно, ряд концептуальных направлений в этой сфере определен Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. В частности, согласно Концепции гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения – беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста.
Также важнейшим направлением развития уголовного права Концепция признает определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим большой общественной опасности (несовершеннолетним, лицам, совершившим неосторожные преступления, к иным лицам – при наличии смягчающих обстоятельств).
В целях реализации данных подходов на рассмотрение Мажилиса Парламента уже внесен законопроект, предусматривающий поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленные на дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе сужение вариативности сроков лишения свободы в санкциях конкретных статей УК, урегулирование порядка проведения доследственной проверки. Также этим законопроектом предлагается расширить в некоторых санкциях статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, виды наказаний, альтернативных лишению свободы, установить минимальные сроки лишения свободы либо исключить наказания в виде лишения свободы.
Наряду с этим, в Указе Главы государства от 17 августа 2010 года № 1039 были обозначены более четкие ориентиры гуманизации данной сферы. В связи с чем после его издания были разработаны дополнительные поправки, направленные на гуманизацию уголовно-правовой сферы и предусматривающие:
– осуществление декриминализации преступлений, не представляющих большой общественной опасности, прежде всего в сфере экономической деятельности с переводом их в сферу законодательства об административных правонарушениях;
– расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего штрафа и ограничения свободы, а также нового вида наказания – возложения обязанности загладить причиненный вред;
– пересмотр в сторону смягчения максимальных сроков лишения свободы по отдельным преступлениям;
– исключение наказания в виде лишения свободы по некоторым деяниям небольшой тяжести;
– введение новых оснований освобождения от уголовной ответственности в случае полного возмещения вреда, причиненного государству, по преступлениям в сфере экономической деятельности;
– смягчение уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Действительно, в этой сфере делается немало и потенциал для дальнейшего совершенствования работы по гуманизации уголовно-правовой сферы, на наш взгляд, далеко не исчерпан.
В частности, в дальнейшем могут быть рассмотрены вопросы:
снижения максимальных пределов наказания в виде лишения свободы в Общей части Уголовного кодекса, в том числе при наличии совокупности преступлений и приговоров;
пересмотра подходов к институту условно-досрочного освобождения от отбывания наказания с целью расширения возможностей его применения;
ответственности за неоднократность совершения преступлений и назначения наказания за рецидив преступлений и другие.
Кроме того, нерешенными остаются вопросы компенсации гражданам причиненного преступлением вреда, выработки механизмов оказания безотлагательной помощи лицам, пострадавшим от преступных посягательств. Защита жертв преступлений, восстановление их нарушенных прав, полагаем, должна являться одним из основных направлений гуманизации общественного сознания в отношении уголовной политики, для этого прежде всего необходимо создание соответствующих материально-технических условий.
Вместе с тем, как было отмечено, гуманизацию законов не следует сводить лишь к уголовно-правовой сфере и понимать под этой задачей принятие соответствующих поправок в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.
Наряду с этой работой в стране ведется разработка законодательных поправок, направленных на снижение административных барьеров, упрощение правил получения всевозможных лицензий, аккредитаций и иных разрешительных процедур, совершенствование порядка предоставления государственных услуг населению, которые в целом направлены на улучшение взаимодействия граждан с госорганами, при реализации ими своих прав и законных интересов.
Данный подход в своей основе предполагает реализацию конституционной нормы о признании государством высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы. Именно это положение Конституции, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве методологической основы гуманизации законов.
То есть при разработке законов и иных нормативных правовых актов следовало бы прежде всего рассматривать их совершенствование в контексте согласования с указанной конституционной нормой.
Так, к примеру, на рассмотрение Парламента республики внесен проект закона “О государственном контроле и надзоре”, которым предусмотрены меры по упорядочению и ограничению контрольно-надзорной деятельности госорганов путем определения количества и видов проверок, их регистрации в органах прокуратуры, надлежащему оформлению процессуальных документов, запретов передачи контрольно-надзорных функций негосударственным органам и т.п.
Полагаем, что такой подход к реализации законопроектной и нормотворческой деятельности государственных органов будет способствовать прежде всего повышению качества жизни населения страны.