Открылся новый фронт в междоусобной войне демократов/псевдодемократов

В Казахстане междоусобные войны “демократов”, “социал-демократов” и “либералов” – они сами так себя называют – не в новинку. Однако в последнее время просто как прорвало

Джанибек БАЙТЫРОВ, “И нет звезды тусклее, чем у них”.

В.С. Высоцкий

В Казахстане междоусобные войны “демократов”, “социал-демократов” и “либералов” – они сами так себя называют (насколько справедливо – отдельный вопрос) – не в новинку. Однако в последнее время просто как прорвало. То незарегистрированная партия “Алга!” с ОСДП “Азат” сцепится, то демократически озабоченные хозяйки медиа-ресурсов Ирина Петрушова и Гульжан Ергалиева начинают выводить друг друга на чистую воду. Теперь еще Муратбек Тунгишбаев, функционер Международного республиканского института (США) настроил против себя много деятельных адептов свободы. В общем, нужно покупать новую партию попкорна и продолжать смотреть кино, уже перешедшее в стадию сериала.

Когда выясняют отношения власть и оппозиция – это процесс нормальный, стандартный и закономерный. В противном случае зачем исследователями разрабатывалась теория элит и борьба элиты с контрэлитой в частности? Если власть создает “оппозицию оппозиции” и выпускает ее на политической поле, чтобы трепала оппозицию на потеху публике – тоже понятно. При вхождении национал-патриотов в клинч с демократически ориентированными силами также ничего необычного не происходит: нацпаты стоят “поперек” к “классическому” политическому раскладу, из-за чего имеют трения как с властью, так и с оппозиционными группами. А вот при замесе демократов сугубо между собой возникают вопросы. Стержневой из них “что не поделили?”

С войнами властно-финансовых группировок все вроде бы понятно – делят власть и собственность. Однако, как показывает казахстанская политическая практика, в лагерях оппозиции и НПО тоже имеется чем поживиться. На “Бентли”, разумеется, не хватит, но для кого-то и “Тойота-Карина” вписывается в картину “Жизнь удалась”. С властью еще проще – это такая вещь, которая присутствует в явной или скрытой форме в любой формальной и неформальной организации, где собирается больше трех человек. Власть может доставлять удовольствие даже сама по себе, а что уж говорить о случаях, когда с ее помощью можно распределять ресурсы, склонять к сексу, проводить кадровую политику, повышать свой социальный статус и т. п.

Муратбек Тунгишбаев оказался типичным кратофилом (любителем власти). С такими задатками циника, интригана, комбинатора, хамелеона и предателя он мог бы сделать прекрасную карьеру на государственной службе. Правда, маниакальная нелюбовь к Нурсултану Назарбаеву такой вариант карьеры сделала для него невозможным. Ведь чтобы совершить карьерный взлет на службе президента, ему надо быть чем-то полезным. Но господин Тунгишбаев не может допустить мысль оказаться полезным человеку, сам факт нахождения которого во главе Казахстана вгоняет его в невротическое состояние.

Возможно, что линия поведения Муратбека Тунгишбаева задается не только темпераментом, типом мышления и психологическими комплексами, но и подписками, которые он давал при зачислении в штат Международного республиканского института (МРИ – IRI) – американской неправительственной организации, поддерживаемой Национальным фондом демократии (США). Как бы то ни было, в итоге для господина Тунгишбаева все, что вредит Нурсултану Назарбаеву – это демократия, а помогающее или нейтрально на него воздействующее – недемократия. По-своему логично, однако консультация психиатра была бы не лишней.

В марте 2010 года группой молодых и не очень людей с активной гражданской позицией было инициировано общественное объединение “Казнетфридом”. В то время Джулиан Ассандж на WikiLeaks еще только входил в раж, отечественные чиновники старались любой абсурд прописать в законе, а изнуренным бездельем парламентариям всегда без разницы какой законопроект принимать – лишь бы командировочные и суточные платились в срок. То есть, по понятиям бороться за свободу в Интернете было нужно, поскольку сама Сеть за свою крутизну в полной мере еще не ответила.

Учредителями новой организации стали Абен Абдрасилов, Галым Агелеуов, Ермек Койшинов, Алмас Кушербаев, Павел Морозов, Тимур Почанов, Бахытжан Торегожина, Муратбек Тунгишбаев, Олеся Халабузарь, Айдана Шамшет, Улан Шамшет. На собрании учредителей избрали правление ОО в составе семи человек: Галым Агелеуов (утвержден председателем), Абен Абдрасилов, Алмас Кушербаев, Павел Морозов, Тимур Почанов, Муратбек Тунгишбаев, Улан Шамшет.

Принимая во внимание печальную историю с РОО “Общество молодых профессионалов Казахстана” (ОМПК), где сначала одного председателя поймали на воровстве общественных денег, а потом второго, здесь сделали упор на коллегиальности управления. Когда второй вороватый председатель ОМПК Нурул Рахимбек попался на “крысятничестве”, он не стал уходить со своего поста по-хорошему. Предпочел загубить организацию и грантовую историю (то есть способность и возможность получать деньги у зарубежных и международных доноров), но все имеющееся на счетах “освоил” сам и полностью. Чтобы не наступать на организационно-коррупционные грабли еще раз, механизм коллегиальности прописали в уставе “Казнетфридом” детально и нудно.

Однако господина Тунгишбаева все это не остановило. Только в отличие от своего соратника по обучению в США – Нурула Рахимбека – он стал действовать более тонко и изощренно. Сначала плел козни против Олеси Халабузарь, продвигая идею о ее связи с казахстанскими спецслужбами и тем самым добился невключения этой женщны в правление еще на первоначальном этапе. Госпожа Халабузарь сотрудничает с общественным фондом “Тагдыр”, который исследует преступления Рахата Алиева и добивается его экстрадиции в Казахстан. Раз она работает против врага президента Назарбаева, значит автоматически становится “персоной нон грата” для Муратбека Тунгишбаева.

Господин Тунгишбаев патологически не может слышать слово “нет” от кого бы оно ни исходило. Возможно, некоторое исключение составляет его прямое руководство по линии МРИ. К счастью для Стива Симы – босса Муратбека Тунгишбаева в Казахстане – тот предпочитает жизнь сибарита и светского льва. В работу организации господин Сима не лезет, что позволило его подчиненному сосредоточить все рычаги и нити по республике в своих руках и проводить самостоятельную линию.

В рамках ОФ “Казнетфридом” господин Тунгишбаев тоже стал активно прибирать организацию под свой контроль. Спровоцировал на конфликт Улана Шамшета и пользуясь его вспыльчивостью выставил в свете неуживчивого фрондера, после чего добился исключения из состава правления. Возмущенный такими “демократическими” штучками, в знак солидарности с товарищем “Казнетфридом” покинул Тимур Почанов.

Пользуясь ресурсами американских организаций, Муратбек Тунгишбаев посадил на иглу финансовой зависимости Галыма Агелеуова, известного общественного активиста вузовского преподавателя, человека мягкого. Фактически эмиссар МРИ стал проводить в “Казнетфридом” свою собственную политику руками председателя, попутно заставляя его превышать полномочия, зафиксированные в уставе для “хранителя печати” данного общественного фонда. Активным нападкам со стороны Муратбека Тунгишбаева подвергается Абен Абдрасилов, обвиняемый в финансировании со стороны партии “Нур Отан” и сотрудничестве с казахстанскими спецслужбами. Последнее обвинение со стороны господина Тунгишбаева довольно стандартное и распространяется также на двоих оставшихся членов правления – Алмаса Кушербаева и Павла Морозова (они тоже попали в “черный список” сказавших “нет”).

Однако господа Абдрасилов, Кушербаев и Морозов сдавать организацию новоявленному узурпатору не собираются. Тем более что в правлении у них получается три голоса против двух. “Тройка” считает первоочередной задачей развитие свободного Казнета, а борьба с Нурсултаном Назарбаевым может и подождать. К тому же они возмущены тем, что Муратбек Тунгишбаев устроил на работу в общественный фонд свою супругу, предварительно не поставив членов правления в известность. В общем, разное прочтение норм и принципов демократии выливается в отсутствие консенсуса по вопросу на что тратить деньги гранта посольства Нидерландов. Зрителям остается дождаться развязки, которая покажет, кто же оказался сильнейшим.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.