Базара нет!

Одной из визитных карточек Алматы является знаменитый Зеленый базар. Когда-то я любил его за вечную сутолоку и гомон, за особый колорит и терпкий аромат. Он был прост, как правда. Он не старался понравиться или втереться в доверие…

Эрик АУБАКИРОВ, “Экспресс К”, 24 декабря

Одной из визитных карточек Алматы является знаменитый Зеленый базар. Когда-то я любил его за вечную сутолоку и гомон, за особый колорит и терпкий аромат. Он был прост, как правда. Он не старался понравиться или втереться в доверие. Он был меркантилен, хамоват, но одновременно и обворожителен. В общем, типичный чудный туземный базарчик.

Зеленый базар родился одновременно с городом Верным, в самом его центре: один квартал – до городской управы, два – до дома генерал-губернатора Семиречья. Недалеко Кафедральный собор и дома городских чиновников. Первоначально он назывался уважительно “Гостиный Двор и его купечества”. А в народе его называли проще – Зеленый базар. Потому что там торговали зеленью.”Смешанная торговля не дозволялась, хотя на каждом рынке продавались печеный хлеб, соль и иные съедобные припасы, – пишет в своих “Очерках истории Алматы” краевед Владимир Проскурин. – О санитарии беспокоились учрежденные городской думой базарные смотрители. Они строго следили за сбытом определенных видов продукции на специализированных рынках: животных – на скотопригонных участках; шерсть, пух, кошмы – на рынках по продаже “черного” товара. Зеленый базар встречал покупателя горами овощей и фруктов, пучками зелени или ведрами верненских груздей, возами темно-красного апорта и гигантской редиски, корзинами земляники, малины и прочей вкуснейшей горной ягоды”.С самого основания город Верный приобретает не только военное и стратегическое значение, но и благодаря своему географическому положению становится крупной торговой перевалочной базой. Сюда съезжаются купцы из Средней Азии, Афганистана, Персии и даже из далеких Японии и Индии. Про китайских негоциантов и говорить нечего. Особенно много было представителей крупнейших чайных фирм Китая. Почти 90 процентов китайского чая, который пила Россия и Восточная Европа, проходило через Верный. А местный светоносовский чай на травах Заилийского Алатау славился на всю Российскую империю. К сожалению, секрет его утерян.

Естественно, всем этим купчинам требовались склады и лабазы для хранения товара, магазины и торговые ряды, дома под жилье и гостиницы, трактиры и кабаки. Церкви и мечети, проточные арыки и фонтаны для совершения намаза торговцами-мусульманами. После работы и молитвы надо было отдохнуть. Поэтому рядом раскидывал свой шатер цирк-шапито, недалеко располагался театр, а позже и кинематограф. Различные увеселительные аттракционы, питейные заведения, тайные притоны, где курили гашиш или веселились с доступными девицами. Все это построил в 1875 году местный зодчий Ян Поклевский, волею судеб приехавший в Верный из самого Парижа. Аранжировкой Гостиного Двора занимался еще один весьма талантливый француз Поль Гурде. Так что по своим торговым и иным качествам Зеленый базар не уступал лучшим рынкам России и Туркестана.

Вернемся к “Очеркам истории Алматы” Владимира Проскурина: “Заезжие купцы ставили свои особняки по периметру деловой площади, привносили в облик новых улиц свои строительные вкусы, самобытную культуру. Над резными крылечками низеньких верненских домов крепились ажурные вывески: “Торговый дом Г. А. Шахворостова с сыновьями”, “Гостиница “Европа”, “Ресторан “Париж”, “Кинотеатр “ХХ век”. Появились электричество, телефон, автомобиль, был проведен водопровод. Вместе с рыночной площадью появились вполне опрятные улицы: Кульджинская (Макатаева), Торговая (Жибек Жолы), Первогильдейская (Зенкова)”.

В мае 1887 года практически весь город был разрушен мощным землетрясением. Пострадал и Зеленый базар. Но жизнь продолжалась. На барыши с торговли и на пожертвования купцов-меценатов город Верный через несколько лет заново отстроился.В 1975 году по проекту алма-атинских архитекторов Павлова и Рустамбекова базарную площадь снесли и возвели новые павильоны из бетона и стекла. Я любил тот базар. За открытость и приветливость. За аромат фруктов, свежего мяса и корейских салатов. Перед праздником 8 Марта он пах цветами, а на Новый год – мандаринами и казы.А сейчас я его ненавижу. Ненавижу забитые автомобилями дворики и улицы, где невозможно припарковать машину. Дикие вопли автобусных зазывал. Бомжей, медленно умирающих за мусорными контейнерами. Толпы громко матерящихся быдловатых парней. Подозрительно жуликоватых теток у ломбардов, бормочущих вполголоса: “Куплю золото”. Крики “Жол! Жол!” хозяев тележек. Дикое нагромождение киосков, павильончиков и торговых рядов, между которыми невозможно протолкнуться. Поставили навесы: может, они и спасают от жары, но создается впечатление, что попадаешь в какие-то тентовые катакомбы.Теснота жуткая. Такое впечатление, что администрация рынка озабочена одной мыслью – содрать побольше денег с торговых мест. Вот и ставят павильоны и киоски впритык, чуть ли не друг на друга. А что и покупателям, и продавцам неудобно – на это наплевать. Открыли платную автостоянку на территории рынка. Заехать туда – проблема, но еще большая проблема – выехать.По сути, Зеленый базар превратился в обычную барахолку. Уже немногие продавцы торгуют овощами, фруктами и прочей снедью. Большинство мест и пристроек занято продавцами шмоток. Множество салонов игровых автоматов, будто закон о запрете азартных игр принимался не для них. Еще больше лотков, где продают пиратские диски.Отдельный разговор об общепите. Если раньше Зеленый базар славился своими обжорными рядами, где народ лакомился пирожками и блинами с огромным количеством начинок, то сегодня по всему рынку раскиданы павильоны, где в жуткой антисанитарии пекутся самса, чебуреки, беляши и пирожки с подозрительной начинкой.Во все времена рынки привлекали маргинальных деклассированных элементов. Но на Зеленом базаре их просто неприлично много. Грязные бомжи и спившиеся забулдыги сшибают милостыню. Классические бабушки, собирающие копеечку на молоко, уже оттеснены с базара. На перекрестках царствует дорожное нищенство. Но подлинными королями импровизированной паперти являются среднеазиатские цыгане племени люли. А аллея на прилежащей к Зеленому базару улице Пушкина отдана на откуп гадальщикам.Для азиатских стран базар – это средоточие жизни, это центр города. Скоро ожидается Азиада. Неужели вы думаете, что туристы не посетят главный рынок Казахстана? А того старого милого Зеленого базара уже нет. Жаль…

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.