История мифа про «Потёмкинские деревни» (окончание статьи)

(начало)Плавание по Днепру закончилось у Днепровских порогов. Императрица Екатерина, узнав о прибытии императора, сошла на берег и в экипаже двинулась ему навстречу. Свидание глав двух великих держав произошло в степи, без лишних свидетелей и… обеда. Императрица шутливо сообщила своему постоянному корреспонденту Ф. М. Гримму о том, как Потемкин был вынужден взять на себя обязанности повара. «Их Величествам никогда еще, с самого дня их коронации, не случалось иметь такой блистательной прислуги и такого плохого обеда. Невзирая на это, кушали исправно, много смеялись и удовольствовались обедом, приготовленным с грехом пополам. На другой день обедали получше и ездили в Екатеринослав, где и был заложен первый камень этого самого города. Оттуда в три дня доехали сюда…»8Император Иосиф предрек печальную участь новому городу, место для строительства которого, по его мнению, было выбрано Потемкиным крайне неудачно. Однако история подтвердила правоту князя. Переименованный большевиками в Днепропетровск  в честь красного вождя, «всеукраинского старосты»), Екатеринослав превратился в крупнейший научный, промышленный и культурный центр Украины.Подлинной кульминацией путешествия стал Севастополь. Не рисованными декорациями несуществующих деревень поразил государыню и ее спутников Потемкин. В разгар торжественного обеда в путевом дворце на Инкерманских высотах по его приказу отдернули занавес, и все увидели «прекраснейшую гавань в свете» и стоявший на рейде военный флот: три линейных корабля, двенадцать фрегатов, двадцать мелких судов, три бомбардирских судна и два брандера. Это был Триумф Светлейшего. Не выдержал даже строгий и дотошный критик Иосиф II. «Все матросы были выстроены на реях. Глядя по числу их, можно судить, что их достаточне для отправления службы на судах. На добно сознаться, что это было такое зрелище, красивее которого трудне пожелать, — писал он своему друг фельдмаршалу Ф. Ласси. — Севастополь — красивейший порт, какой я когда-либо видел. В нем могут очень удобно поместиться полтораста кораблей в совершенной безопасности от всяких случайностей со стороны моря и от неприятеля, который никогда не отважится проникнуть в бухту, защищаемую тремя батареями. Выходить из бухты в море можно при трех ветрах. Есть отдельная гавань для торговых судов, другая для карантина и третья для починки и килевания судов Настроено уже много домов, магазинов, казарм, и если будут продолжать таким образом в следующие три года, то, конечно, этот город сделается процветающим. Все это очень не по шерсти французскому посланнику, и он смотрит страшно озадаченным. Обыкновенный переезд отсюда до Константинополя совершается в двое суток, а иногда даже только за полторы. Судите же, мой любезный маршал, на какие неприятные размышления все это должно наводить моего собрата, повелителя правоверных, который никогда не может быть уверен, что эти молодцы не явятся, не ныне — завтра, разгромят у него окна пушечными выстрелами… Императрица в восхищении от такого приращения сил России Князь Потемкин в настоящее время всемогущ, и нельзя вообразить себе, как за ним все ухаживают»9.Посетив Байдарскую долину, Симферополь, Карасубазар, Старый Крым и Феодосию, путешественники через Перекоп вернулись в Кременчуг уже без Иосифа), оттуда двинулись в Полтаву 8 июня на знаменитом Полтавском поле. Потемкин устроил грандиозные маневры. Этим смотром военной мощи империи путешествие закончилось. Тем же днем подписан указ Екатерины II о пожаловании Потемкину почетного наименования — Таврический.Никому не пришло в голову сделать простой расчет. Для обеспечения безостановочного движения царского поезда через каждые двадцать верст были устроены станции, на которых меняли лошадей. В день делали обычно до ста верст с остановкой на обед посредине дневного пути. На обеденных станциях несли караул двадцать четыре человека, на ночлежных — шестьдесят. Необходимо было приготовить путевые дворцы в городах, небольших селениях и в бескрайней степи. Надо было позаботиться о безопасности путешественников, устроить дорожные мастерские на случай поломки экипажей, построить жилища для свиты, гостей, слуг, погонщиков, караульных команд, обеспечить всех  и людей, и лошадей) едой и питьем.Весь маршрут только в один конец составил почти тысячу верст. Число станций превышало пятьдесят. На каждой меняли 400 лошадей. Следовательно, их потребовалось не менее 20 000. Согласно первоначальному плану, предполагалось посетить земли Вой

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.