Убрать барьеры

О необходимости создания так называемой безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями «СБ» писала не раз. Однако в редакцию по–прежнему поступают письма и телефонные звонки, свидетельствующие о том, что проблем у инвалидов меньше не становится. Да, появились пандусы и стало легче передвигаться по городу. Но порой возникают новые барьеры — искусственно создаваемые.

С протянутой рукой

Полтора года назад на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов произошел несчастный случай на производстве. 30–летний штамповщик Сергей Ефременков лишился кисти левой руки и трех пальцев на правой. Многомесячное лечение в больнице и… почти безнадежное ожидание протеза.

Поначалу для Сергея все складывалось благоприятно — насколько это возможно в его ситуации. Сначала врачебная экспертная комиссия выдала заключение о необходимости изготовления протеза. Пострадавший был уверен, что искусственные руку и пальцы получит быстро, не тратя при этом на них ни копейки из собственного кармана. Ведь Сергей был застрахован. И произошедшее с ним несчастье «Белгосстарах» признал страховым случаем. Вместе с супругой Ефременков съездил в Германию, где с него сняли мерки. Вскоре первый протез кисти — такой, в котором двигаются пальцы, — пришел на адрес Белорусского протезно–восстановительного ортопедического центра. Но получить его Сергей не смог. Страховая организация отказалась оплачивать искусственную кисть. Мотив — высокая цена: кисть стоит 16 тысяч евро, а искусственные пальцы на другую руку — 8 тысяч. Протез лежал на складе. Несколько месяцев Ефременковы пытались его забрать. Безрезультатно. Узнав о том, что в Осиповичах — на заводе автомобильных агрегатов — будет вести прием по личным вопросам председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать, Елена Ефременкова поехала в расположенный неподалеку от Бобруйска райцентр. Встретившись с председателем КГК, рассказала о своей беде. На следующий же день Сергей Ефременков получил готовый протез. А вскоре примерит пришедшие из Германии фаланги пальцев правой руки.

— После вмешательства руководителя КГК «Белгосстрах» оплатил протез, — говорит Елена Ефременкова. — Но неужели нельзя было этого сделать раньше, не заставляя нас нервничать и обивать пороги кабинетов?

Сделай сам

Бобруйчанину Ивану Калинину можно только посочувствовать. Уже долгие годы он ухаживает за разбитой инсультом супругой, инвалидом I группы, которая потеряла речь и самостоятельно ничего сделать не может. По идее, для Ивана Григорьевича домашние хлопоты должны были облегчить так называемые средства социальной реабилитации, которые он получил года два назад. Специальное сиденье для ванны, коляска с судном, прикроватный столик, специальные приспособления… Но вот парадокс: всем этим средствам Калинин совсем не рад.

— Из 8 приспособлений 7 оказались бракованными, — объясняет Иван Григорьевич. — Сиденье на ванну пришлось переделывать. Прикроватные поручни снял — о них ноги поломать можно. А с коляской просто беда. Судно постоянно вываливалось из крепления…

Бороться с «техникой» Калинину надоело. Он потратил больше 300 тысяч рублей, чтобы привести ее в порядок.

— Поймите, — на прощание говорил Иван Григорьевич, — мне ничего не надо: как–нибудь выкручусь. Но хочется, чтобы заводы–изготовители обратили внимание на ту продукцию, которую выпускают для инвалидов. И делали удобные и качественные вещи.

Я было подумал: может, это Калинину не повезло… Однако нарекания на средства реабилитации есть и у других инвалидов.

— В очереди на коляску человек может и полгода простоять, и год. Потом получает средство передвижения, которое спустя несколько месяцев выходит из строя. Например, рама лопнет, — не скрывает председатель общественного объединения «Могилевская организация реабилитации и спорта инвалидов–«колясочников» Олег Юрков. — Качество, к сожалению, не на высоте. Хотелось бы, конечно, пользоваться импортными колясками, костылями. Но надо ждать гуманитарную помощь… Поэтому приходится брать, что дают. А потом искать умельца, который все это переварит, подгонит под конкретного человека.

Средства социальной реабилитации выпускает Белорусский протезно–восстановительный ортопедический центр. Его генеральный директор Иван Волков в телефонном разговоре со мной убеждал, что продукция мало чем уступает импортным аналогам. А что касается замечаний по качеству, то на них предприятие оперативно реагирует. Но почему в таком случае потребители этой продукции недовольны?

— К сожалению, — комментирует начальник отдела обращений граждан и организационной работы КГК Могилевской области Олег Коробан, — сегодня не все организации охотно идут навстречу людям с ограниченными возможностями. Ведь вопрос с протезом для Ефременкова можно было решить сразу, без вмешательства руководителя республиканского уровня. Что касается средств социальной реабилитации, выпускаемых в стране, то предприятию стоило бы прислушаться к мнению потребителей. Мы подготовим письмо в облисполком. Необходимо, чтобы комитет по труду и социальной защите изучил ситуацию и предложил пути ее исправления.

Фото автора.

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

Три «L»

Добрые соседи

Права и возможности

Зона жизни

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.