О планируемом строительстве атомной электростанции
Дискуссия по поводу строительства в Беларуси первой атомной электростанции, кажется, уже прекратилась. В том смысле, что большинство здравомыслящих экспертов, да и просто людей признали необходимость заручиться такой гарантией энергетической независимости для Беларуси. Даже США в лице своего госсекретаря Хиллари Клинтон поддержали планы Минска диверсифицировать свои источники энергии. «Соединенные Штаты поддерживают эту деятельность, которая включает в себя состязательный процесс проектирования и строительства надежной и безопасной станции, действующей в соответствии с гарантиями МАГАТЭ, — говорится в совместном заявлении г–жи Клинтон и Сергея Мартынова. — Соединенные Штаты поддерживают усилия Беларуси по возможно скорейшей реализации этого коммерческого проекта». Тем удивительнее было читать новость о том, что МИД Литвы недавно направил в Беларусь дипломатическую ноту.
«Министерство любезно просит разъяснений от Беларуси касательно заявлений должностных лиц Беларуси о предположительно завершенной процедуре оценки воздействия на окружающую среду планируемого строительства атомной электростанции, а также о том, будто Литва не имеет претензий к отчету оценки экологического воздействия», — говорится в документе, который явно составляли квалифицированные дипломаты. В Вильнюсе узнали, что в конце ноября председатель комиссии по радиологической защите Беларуси Яков Кенигсберг на пресс–конференции в Минске заявил, что литовцы не имеют претензий к белорусской АЭС по части экологии. Литва утверждает, что ей до сих пор не объяснили, почему для строительства выбрана площадка, расположенная всего в 50 километрах от Вильнюса.
Игналинская станция вообще расположена на границе с Беларусью, и новую АЭС Литва, как известно, хочет строить там же. А уж о ядерном могильнике и обстоятельствах его появления под нашим забором вообще вспоминать не хочется… Но мне, если честно, всегда импонировала принципиальность «зеленых», особенно если их активность в отстаивании этих принципов не выходила за рамки разумного. По–моему, после Чернобыля белорусы тщательнее всех в мире должны подходить к вопросам безопасности на атомной электростанции. И опасения соседей нам тоже ой как понятны, мы к ним обязаны относиться уважительно.
Еще более понятны эти опасения стали после прочтения статьи в Business New Europe. Правда совсем с неожиданной стороны… «Как и было запланировано, почти ровно через год после того, как в Литве был открыт тендер на строительство новой атомной электростанции, процесс подошел к концу. Лишь один момент прошел не по плану: закончился он полным провалом», — пишет издание. Если бы было названо имя победителя, которому достанется 49–процентная доля в проекте, оцениваемом в 4 — 6 миллиардов долларов, это был бы огромный шаг. Тогда Литва смогла бы убедить Эстонию, Латвию и Польшу наконец–то подписать какие–нибудь обязывающие документы по строительству литовской АЭС, а не просто выступать с ободряющими заявлениями. Как видим, экология тут совсем ни при чем…
Председатель комитета по атомной энергетике при литовском парламенте Рокас Жилинскас видит в этой истории «руку Москвы»: «У меня есть данные, что Россия отпугнула остальных потенциальных желающих сделать инвестиции в литовский проект путем шантажа и обещаний». Хотя доказательств приведено не было, поэтому к этому заявлению стоит отнестись как к теории, требующей доказательства. Проблема для Литвы, как ее видит Business New Europe, состоит в следующем: если Литва каким–то чудом сможет сформулировать свой генеральный план, то, даже по самым оптимистичным прогнозам, новая АЭС начнет генерировать электроэнергию только в 2020 году, а то и позже. К этому времени Россия должна построить свою станцию в Калининграде, а Беларусь — под Островцом.
Напомню, планируется, что первый энергоблок нашей станции будет введен в эксплуатацию в 2016 году, второй — в 2018–м. Когда я в Минске спросил Далю Грибаускайте о возможности строить АЭС вместе, она ответила, что это трудновыполнимо, практически невероятно… Но время летит стремительно. И сегодня в Вильнюсе уже по–другому расставляют акценты. Председатель парламентского комитета по экономике Дайнюс Будрис утверждает, что после провала тендера по Висагинской АЭС стоит поинтересоваться проектами, осуществляемыми в соседних странах. «Надежды на то, что проекты балтийской и белорусской АЭС лопнут, а литовский конкурс привлечет массу инвесторов, были всего лишь успокаиванием себя, — говорит политик. — Время задуматься о возможности участвовать в каком–либо из проектов, проводящихся в соседних странах». Что ж, это совсем другой разговор…
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Беларусь имеет одни из лучших показателей жилищного строительства среди стран СНГ
Принципы формирования цены строительства АЭС в Беларуси будут обсуждены 20-21 мая в Минске
АЭС: вопросы и ответы
Размер льготного кредита на строительство жилья увеличен до 100%
“Единая Россия” услышала Медведева: поправки к закону о времени уже в Думе