Швеция — одна из богатейших стран мира, она по-прежнему придерживается нейтралитета и даже до сих пор, являясь членом Евросоюза, сохраняет свою валюту.
Хотя Швеции удается неплохо справляться с последствиями мирового кризиса, она уже строит новую экономику — «зеленую», основанную на экологической безопасности.
План энергетической реформы, принятый шведским правительством, предусматривает избавление страны от нефтяной зависимости в ближайшее время — до 2020 г. То есть Швеция собирается стать первым в мире государством, практически полностью отказавшимся от углеводородного топлива. Ветряные и биоэнергетические электростанции уже строятся полным ходом, исследования в этой области финансируются государством. Кстати, на финансирование науки в Швеции идет более 4% ВВП, это больше, чем в США.
Домовладельцам предлагаются налоговые льготы при переходе на возобновляемые источники энергии.
Уменьшаются налоги и для автовладельцев, использующих для своих автомобилей экологически чистые виды топлива. Им предлагаются также бесплатные места на городских парковках. И доля таких автомобилей в стране увеличивается с каждым годом.
Уже сегодня большая доля электроэнергии в Швеции вырабатывается атомными и гидроэлектростанциями. В 2003 г выработка энергии из возобновляемых ресурсов составила в Швеции 26%. Если учесть, что этот показатель в среднем по Европе равен 6%, разница впечатляет. Другие цифры также говорят в пользу Швеции — с 1996 г ей удалось сохранить использование нефти в производстве на практически неизменном уровне при одновременном увеличении роста промышленности на 70% и снизить потребление нефти в промышленности с 48 до 14%, а в домашних хозяйствах — с 72 до 21%. Реализация реформы кажется вполне возможной.
Уже сегодня шведы заправляют автомобили результатами переработки того, что раньше просто сливали в отходы. Конфискованное спиртное отправляется на специализированный завод. Если учесть, что таможенники конфискуют десятки и сотни тысяч литров, то эта затея уже не кажется несерьезной.
Из отходов жизнедеятельности человека, отходов скотобоен, конфискованного алкоголя изготавливается биогаз, на котором может работать тепловоз, электростанция, автомобиль. При этом экологическая безопасность использования биогаза несравнима с нефтяным топливом.
Особое внимание в Швеции уделяется утилизации отходов и их вторичному использованию.
Обычные бытовые отходы уже сортируют сами граждане, пластик, стекло, металл, бумага все раскладывается отдельно. А изготовителей чего-либо подлежащего утилизации обязали по истечении срока службы принимать свою продукцию и утилизировать ее экологически безопасным способом.
Уже почти треть отходов перерабатывается в новую продукцию.
При этом растущие новые отрасли — альтернативные электростанции, переработка мусора, использование вторичных материалов, снижение вредных выбросов не только приводят к новым расходам на экологическую безопасность, но и уже дают прибыль. Когда Швеция председательствовала в ЕС, она немало сделала для популяризации экологической концепции для мировой и европейской экономики. Созданные и отработанные на практике технологии покупают и внедряют другие страны.
Так, Китай активно перенимает опыт «зеленой» экономики.
Стремление Швеции внедрить у себя новый тип экономики особенно активно поддерживают страны Скандинавии.
В последние годы туризм становится одной из важнейших отраслей шведской экономики. В немалой степени этому способствует прекрасная экологическая обстановка.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
В Королевском монетном кабинете Стокгольма работает Шведский музей истории экономики, в котором полмиллиона интереснейших экспонатов, среди которых монеты,банкноты и медали. Выставки и экспозиции музея посвящены экономике — от древнейших времен до наших дней.
Это понятно даже по названиям — «Серебряные запасы викингов», «Мир денег — 2500 лет финансовых сделок», «Клады — шведские монеты в истории», «История частных коллекций и нумизматики».
В марте 2010 г. американский концерн Ford продал свою дочернюю компанию по производству автомобилей Volvo китайскому производителю легковых автомобилей Geely за 1,8 миллиарда долларов. До этого Ford приобрел шведского производителя Volvo в 1999 г. за 6,5 миллиарда долларов и с 2008 г. пытался его продать. На предприятиях фирмы Volvo, которая была основана в 1927 г., по всему миру трудятся 22 000 человек. Из них 16 000 человек работают на заводах в Швеции. В стране решено оставить штаб-квартиру отныне уже китайского Volvo.