Если вы читали сказку «Волшебник из страны Оз», то словосочетание Yellow Brick Road (YBR) для вас не пустой звук. А для меня не пустой звук минская группа, носящая такое название. Образовавшись в 2009 году, сегодня команда считается одним из самых перспективных и интересных англоязычных составов страны. И это при том, что играет он не «вполне» современную музыку, а путешествует себе во времени, исполняя рок, который был популярен во всем мире на стыке 60 — 70–х годов прошлого века. С басистом YBR Дмитрием Хламовым, вокалистом Яном Максимовичем и барабанщиком Евгением Силенковым мы и беседуем в преддверии концерта группы 26 ноября в минском клубе «Реактор».
— Название вашего нового альбома Honeymoon переводится на русский язык как «Медовый месяц». Какую «идеологию» вы в него вложили?
Дмитрий: Альбом записывался под впечатлением от тура, и для нас название Honeymoon означает определенный промежуток времени, когда ты был наиболее подвержен положительным эмоциям.
— Вы — группа англопоющая. Просветите меня, о чем тексты ваших песен?
Ян: Все они похожи на старинные сказки из книжек, покрытых пылью. Такой гламурный абсурд вперемешку с авангардом.
Дмитрий: И песни этого альбома, и предыдущего — 12 Stories — в текстовом смысле объединяет понятие «сатира».
Ян: Это одновременно комичные и трагичные истории. Как в песне S.Y.S.T.R.N.R., в которой действие происходит в 60–х годах. Паренек по имени Харви слушает очень громкую музыку, ему это запрещают делать, на что он отвечает, что «рок–н–ролл — в моей душе, в моем сердце, не мешайте мне». Ему говорят: «У тебя же папа полицейский, ты домашнее задание не сделал». А он: «Мамочка, я продал душу рок–н–роллу».
— Хороший мальчик. А что такого нужно съесть или выпить, чтоб такие тексты сочинять?
Ян: Нам нравится такой юмор. А если проводить какие–то параллели, то можно вспомнить, что еще недавно, в 80–х, в нашей стране рок–н–ролл был под запретом, все тайно передавали друг другу записи. Глядя из сегодняшнего времени, нам это кажется смешным, но и сегодня мне некоторые взрослые люди говорят, что если я буду продолжать играть рок–н–ролл, то все для меня может кончиться плохо — наркотиками и чем–то подобным. И такими песнями мы отвечаем им: все будет нормально.
— Один наш известный музыкант сказал мне, что с недоверием относится к вашим «байкам» про зарубежные туры. Что клубы, в которых вы якобы выступаете, даже не нанесены на карты городов. Возражайте.
Дмитрий: Это абсолютно разные заведения — закусочные, традиционные в нашем понимании клубы, громадные площадки на тысячу человек. У нас уже наработан опыт в этом деле. Каждый хороший концерт дает нам кучу новых контактов, и нас как бы передают из клуба в клуб по цепочке, рекомендуют, словно включается сарафанное радио. И трасса тура выстраивается моментально. В последний раз мы откатали 25 концертов за три недели, то есть бывало, что выходило по 2 концерта в день. Мы выступали в Беларуси, России, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии. Всего за два года у нас это был уже третий такой тур.
— Скептик, который 22 года играет рок–н–ролл, скажет: Россия, Прибалтика, Польша. А где же Испания, Португалия, Австрия, Германия, не говоря уже про Англию?..
Ян: В Германии мы, кстати, выступали. Мы работаем по принципу вируса, пробуем заражать все постепенно. Пчела укусила в ладонь, потом немеет локоть, плечо, шея и все остальное. Так и у нас с концертами.
Евгений: Как правило, мы ограничены во времени — поэтому не имеет смысла ехать на микроавтобусе через Европу в Испанию, например. Мы все делаем постепенно с небольшими переездами.
— Для вас важно в своих концертах позиционировать себя белорусской группой?
Дмитрий: Мы постоянно это делаем. Не все за границей знают нашу страну. И белорусской культуре, по–моему, нужно делать имя за рубежом. Нам говорят, да, классно, что вы играете такую музыку, но нам хотелось бы увидеть и что–то исконно белорусское, с белорусским языком, с национальными костюмами.
Евгений: Но это в основном касается людей старшего поколения, а молодых просто «качает» от нашей музыки. И все равно такие вопросы нет–нет, да и возникают.
— За последние года три в стране появились две отличные англоязычные группы, включая вашу, которые играют психоделический, «гаражный» рок, хард–рок, блюз–рок. Считается, что вы более глубоко копаете эту тему. Что касается второй группы, The Toobes, то некоторые говорят о некоей их поверхностности, прямолинейности. У вас есть мнение на сей счет?
Дмитрий: Я был на двух последних концертах «тубсов». Пропала вот эта их милая прямолинейность, пропала «фишка» и простота. Они начали изобретать велосипед, усложнив свою музыку. Появились опыт, знания, и это они хотят поместить во все свои композиции. «Кач» остался, но не осталось воздуха. Утрачен изюм, мне кажется. И я не уверен, что вторая пластинка The Toobes произведет столь же сильное на слушателя впечатление, как первая.
— Как вы себя чувствуете среди ваших коллег — белорусских рок–музыкантов?
Дмитрий: Есть какая–то злая конкуренция. На любом уровне — групп, организаторов концертов, СМИ. Всем очень радостно, если с тобой случилась какая–то гадость.
— Корова сдохла у соседа, и хорошо.
Дмитрий: Да. Если кто–то знает, как выбраться из леса, он не подскажет тебе тропу: мы обожглись, пусть теперь они обожгутся.
— Все равно не слишком понятно, как это происходит. Организатор обещал денег за концерт, а расплатился пивом. Так, что ли?
Дмитрий: Такой пример. Мы говорим музыкантам, что есть желание и возможность сделать крутое шоу, есть его концепт, пиар– и бизнес–проекты. Давайте сообща сделаем. «Давай, — нам отвечают. — Но с этого проекта нам нужны гора золота и дракон». Мы отвечаем, что все дивиденды поделим пополам. «Нет, вы нас обманете, где гарантии?»
— Добрались до шоу, которое вы обещаете на презентации альбома. Хотелось бы узнать подробности.
Дмитрий: Это будет первый наш концерт в Минске. Концерт, а не выступление, которых у нас тут было предостаточно. Свет, декорации, настоящее шоу.
— Понял. Девочки–фанатки сошьют вам цветные занавески, светоаппаратуру соберете со всего города…
Дмитрий: У нас будет лучший световик страны Илья Пиотровский, который работает на всех концертах мировых звезд, приезжающих к нам.
Ян: Мы хотим, чтобы публика, которая придет на концерт, получила удовольствие не только от наших песен, но и от того, как они были оформлены.
Дмитрий: Программа будет иметь драматургию, которая сейчас и прорабатывается. Всего на сцену выйдут 10 музыкантов — мы пригласили в качестве сессионных инструменталистов очень хороших исполнителей, которые помогут нам с новыми аранжировками песен.
Если мы вам небезразличны, если вам небезразлична та музыка, которую мы играем, придите и поддержите нас.
Автор публикации: Олег КЛИМОВ
Фото: Александр РУЖЕЧКА
Динамичный прорыв в развитии страны — путь к новому качеству жизни
Благополучие родной земли — дело всех и каждого
Край, сердцем хранимый
Стратегия будущего
Уверенный оптимизм