Инструкция для переправы

В начале декабря цех деревообработки Суражского лесхоза не работал 4 дня. Отключили электричество? Древесину не на чем привезти? Вовсе нет. С производственным процессом у градообразующего предприятия в последнее время все в порядке. Причина вынужденного простоя — Западная Двина, которая делит городской поселок на две неравные части. 90 процентов сырьевой базы лесхоза и цех деревообработки находятся на правом берегу, а практически все станочники, сортировщики, рамщики и водители живут на левом. Паром, выручающий местных жителей в теплое время года, — не ледокол, зимой на воду его не спустишь. Катер тоже на приколе. Вот и приходится ждать, пока река «встанет». «Был бы у нас мост…» — мечтают жители Суража. А потом с горечью добавляют: «Скольких бы нелепых смертей на Двине удалось избежать…»

Старожилы, такие как 78–летняя Алла Капустина, бывший почтальон городского поселка, еще помнят, как паром вручную таскали через реку, как во время Великой Отечественной немцы деревянный мост в Сураже построили. Тот мост войну не пережил. А другого не возвели. Ближайший мост сейчас находится в Рубе — считай, в пригороде Витебска. Вот и приходится лесхозу в межсезонье через него рабочих «из Суража в Сураж» возить. Практически — за 80 (!) километров.

Когда я приехал в поселок, Двина, которая здесь в ширину более сотни метров, уже замерзла. Рабочие лесхоза соорудили лестницы на обоих берегах и положили на лед деревянные «кладки». Ступать по доскам вроде бы не страшно, но, когда перебираешься через промоины у берегов, по спине пробегает неприятный холодок.

— Для меня это в прямом смысле слова служебная проблема, — объясняет причину обращения в «СБ» инженер по безопасности труда Суражского лесхоза Людмила Егоркина. — Я разработала инструкцию для переправы по льду, рабочие и специалисты с ней ознакомлены, но разве она поможет, если река неожиданно вскроется?

От таких случаев никто не застрахован.

— В 2008–м во время январской оттепели «кладки» унесло, — вспоминает бывший водитель лесхоза, а нынче пенсионер Валерий Федоров. — Иногда льдины специально тросами к деревьям на берегу привязывали, чтобы по ним ходить. А бывали годы, когда река по 2 — 3 месяца не замерзала.

Библиотекарь Ирина Долгая живет на правом берегу, а на работу в библиотеку по льду ходит на левый. Конечно, волнуется: за себя, за мужа, за сына–восьмиклассника. Далеко не все идут по «кладкам», которые местные называют «дорогой жизни». Некоторые норовят рвануть через реку напрямик.

— Бывает, ступаешь в ледяное крошево и думаешь, только бы не провалиться, — признается одиннадцатиклассница Суражской средней школы Маша Зверева. — На правой стороне 12 школьников живут, и, когда на реке неспокойно, у нас вынужденные каникулы. Можно ездить за 15 километров в соседнее Заполье, но так поступают немногие.

Мне рассказали, как однажды зимой «скорая» из областного центра на правый берег полтора часа добиралась. При том, что на левом есть амбулатория! Больного тогда не спасли… Сейчас продовольственный магазин закрывается из–за того, что продавец на пенсию уходит. А с левого берега устраиваться на работу на правый желающих нет. Вот и считают себя 100 «правобережцев» в Сураже покинутыми и забытыми.

— Чтобы предприятию план выполнить, а людям не потерять в зарплате, ближайшие две недели придется работать без выходных, — констатирует факт заместитель директора Суражского лесхоза Лилия Красовская.

К слову, ее супруг, работавший инженером по охране и защите леса, утонул в Двине в апреле прошлого года, когда переправлялся на лодке по служебным делам. Еще трое жителей горпоселка перевернулись в лодке накануне нового, 2007 года. И это лишь малая часть скорбной статистики. Зимой, когда цех деревообработки отрезан от заправки на левом берегу, и бензовоз приходится гонять в Витебск за топливом, бывает, водители по две 30–литровые канистры в руках по льду тянут. Не дай Бог, что случится…

— Это — ненормально, — соглашается главный инженер лесхоза Николай Лукашевич. — Но что делать, если люди хотят работать и зарабатывать? В последние 9 месяцев с директором Андреем Кривко мы взяли кредит, отремонтировали технику, купили тракторы, погрузчики, запустили стоявшее, считай, производство. Экспорт в 5 раз увеличился, зарплаты выросли. Оказывается, и в Сураже можно приличные деньги получать и жить хорошо. Только вот в межсезонье с левого берега на работу в цех деревообработки не добраться.

Сейчас на территории цеха лесхоз ремонтирует автомастерские. В течение года он собирается приобрести высокопроизводительную лесозаготовительную машину. В планах — производство топливных брикетов из стружки и опилок. Это хорошая перспектива для развития населенного пункта, где почти тысяча человек живет, но…

— Для этого нужна стационарная круглогодичная переправа, — считает председатель Суражского поселкового исполкома Александр Велитченко. — Года 2 или 3 назад наш депутат поднимал проблему на республиканском уровне, но тогда в строительстве моста экономической целесообразности не увидели. С руководством Витебского райисполкома мы обсуждали возможное возведение подвесного моста или даже канатной дороги. Пока не удается сдвинуть дело с мертвой точки.

Понятно, что считать нужно каждую копейку. И бюджеты, областной и республиканский, — не резиновые. Но ведь и два берега реки сами не сойдутся…

Комментарий Владимир Белоус, председатель комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома:

— О проблеме в Сураже мы знаем, однако по проекту областной инвестиционной программы на 2011 год выделение средств на строительство моста не предусмотрено. Бюджет программы — 89 миллиардов рублей, а заявок от гор– и райисполкомов уже больше чем на триллион.

Заместитель председателя Витебского райисполкома Василий Копылов:

— За сутки в Сураже через реку переходят до 500 человек и перевозится до 100 тонн грузов. Конечно, большой стационарный мост решил бы все проблемы, но таких средств у нас нет. Сейчас прорабатываются вопросы строительства пешеходного подвесного моста, а также передачи паромной переправы от коммунальников в ведение дорожников, что позволит улучшить ее техническое состояние и качество обслуживания пассажиров.

Фото автора.

Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК

Белинюрколлегия разыскивает родственников умерших за границей:

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.