Больше всего денег в онлайне российские пользователи сети тратят на покупку авиа – и железнодорожных билетов, а также турпутевок, показывает исследование «Ситибанка» и Google. Россияне практически без опасений платят за авиабилеты онлайн в среднем 14 тыс. рублей, а за билеты на поезд – около 3 тыс.
На авиабилеты российских и иностранных авиалиний приходится треть всех трат россиян в интернете (34,8%). Авиабилет обходится покупателю при этом в среднем в 14 тыс. рублей (причем у российских авиалиний, как правило, дороже), тогда как средняя величина покупки в интернете составляет 2500 рублей. Таковы данные исследования российского рынка онлайн-покупок и демографического портрета интернет-покупателей под названием «Что покупают россияне в Интернете», которое провели «Ситибанк» и российское отделение Google.
Второе место, по данным исследования, занимают железные дороги (12,9% от общего объема потраченных в интернете денег) с гораздо меньшей средней ценой билета— 2 298р.
Популярность покупок железнодорожных билетов за последние два года выросла практически с нуля: монополист на этом рынке, компания РЖД, запустила онлайн-сервис совсем недавно, в 2008 г.
На третьем месте по доходности продаж в интернете— туристические агентства (7,2%), которые продают онлайн не только путевки, но и те же авиа – и ж/д-билеты в составе комплексных услуг. Туристические агентства демонстрируют восходящую динамику после падения в 2009 году, отмечают авторы исследования.
«Видно, что люди очень активно используют интернет для оплаты своих путешествий и командировок»,— делает вывод руководитель аналитического департамента «Ситибанка» Андрей Оберемок. Как предполагает его коллега Михаил Бернер, руководитель департамента кредитных продуктов банка, это объясняется психологическими факторами. «Многие из нас, прежде чем купить мобильный телефон, хотят посмотреть на него, тогда как смотреть на авиабилет нет необходимости»,— отмечает он. В то же время он уверен, что постепенно россияне привыкнут покупать в интернете и все остальные категории товаров, начиная с пищевых продуктов и одежды до гаджетов.
Несколько отличаются данные платежной системы Яндекс.Деньги, крупнейшей электронной платежной системы в рублевом сегменте интернета. Топ-5 категорий товаров, за которые платили пользователи системы в 2009 и 2010 гг., возглавляют онлайн-развлечения (игры, музыка, кино и платные сервисы в соцсетях), услуги связи (интернет, мобильная связь и IP-телефония), товары в многотоварных интернет-магазинах, компьютерная техника и гаджеты.
При этом в Яндексе обнаружили, что расходы на авиаперелеты за последний год увеличились в 1,5 раза.
В разгар кризиса покупки авиабилетов в интернете несколько упали, но в 2010 г. восстановились на докризисном уровне 2008 г., отмечают исследователи «Ситибанка». В то же время онлайн-продажи железнодорожных билетов все это время последовательно росли – в кризис люди больше путешествовали на поездах, делают выводы авторы исследования.
О стремительном росте рынка онлайн-бронирования авиабилетов недавно рассказывали участники рынка. Один из его лидеров, компания Anywayanyday, продает около 1000 билетов в день и зарабатывает на онлайн-бронировании около $9 млн в месяц, утверждает председатель совета директоров компании Кирилл Подольский.
Объем рынка увеличивается ежемесячно и составляет 69% от всего объема продаж, около 18% от общего числа продаж приносят железнодорожные билеты, а отели пока занимают всего 7%, но имеют отличные перспективы роста, рассказывают в другом сервисе онлайн-бронирования, компании Amargo. По ее данным, средняя стоимость авиабилета сегодня составляет 10 тыс. рублей, а пакет авиа+отель не превышает 35 тыс. рублей.