Б.Сагинтаев: Сегодня в нашей области в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны воплощается 54 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 766,5 миллиарда тенге
Сергей ГОРБУНОВ, “Казахстанская правда”, 29 ноября
По итогам десяти месяцев промышленность Павлодарской области вышла по основным показателям на уровень докризисного периода. Успешным ожидается и завершение года. Немалая заслуга в этом – реализация индустриально-инновационных проектов. Причем акимат области не ограничивается теми, что были утверждены на старте ФИИР, а планомерно, поддерживая инициативу больших и малых производств, добавляет к ним новые. Об этом – в интервью с акимом Павлодарской области Бакытжаном Сагинтаевым.
– Бакытжан Абдирович, сколько же всего в регионе реализуется индустриально-инновационных проектов? И какие из них имеют особое значение не только для экономики области, но и Казахстана в целом?
– Сегодня в нашей области в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны воплощается 54 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 766,5 миллиарда тенге. Из них наиболее приоритетными в сфере промышленности можно назвать выход Казахстанского электролизного завода на полную мощность, в запуске которого принимал участие Глава государства. Реализация проекта не только дала работу 1 700 павлодарцам и весомые поступления в местный бюджет, но и стала базой для алюминиевого кластера страны.
Из 1,6 миллиона тонн глинозема, производимого на АО “Алюминий Казахстана”, 500 тысяч тонн перерабатывает АО “КЭЗ”, производя алюминий в слитках высокой степени чистоты, что признала Лондонская биржа металлов. Этот металлургический комплекс дал толчок еще одному проекту – строительству завода по производству обожженных анодов. Это не только дополнительные 500 рабочих мест, но, главное, изготовление ранее импортируемых обожженных анодов, что позволит значительно повысить конкурентоспособность получаемого в Павлодаре первичного алюминия. Производственная мощность нового завода составит более 136 тысяч тонн обожженных анодов в год, что покроет на сто процентов собственные нужды АО “КЭЗ”.
Но и это еще не все. Из павлодарского алюминия в ближайшей перспективе ожидается изготовление различных изделий, которые пополнят список конкурентоспособных товаров, выпускаемых на территории республики. Первым шагом в этом направлении стало производство в АО “Казэнергокабель” 15 тысяч тонн алюминиевой катанки в год для различной кабельно-проводниковой продукции. Более того, бизнесмены Турции уже дважды приезжали в Павлодар с предложением построить здесь заводы и наладить выпуск автомобильных дисков и различного алюминиевого профиля. И они готовы приступить к работе уже в следующем году. Это пример полного металлургического кластера, в данном случае – алюминиевого.
Говоря о приоритетных проектах, назову также строительство установки по производству хлора и каустической соды мембранным методом в АО “Каустик”, модернизацию Павлодарского нефтехимического завода, что позволит выпускать ГСМ евростандартов, сооружение Бозшакольского ГОКа, создание в Экибастузе мощностей по выпуску в год 4 000 грузовых вагонов, возведение третьего энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2, реконструкцию транспортной схемы разреза “Богатырь”.
Есть и другие важные для экономики страны объекты, причем не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Первой ласточкой стало строительство в Актогайском районе первого в области крупного современного овощехранилища емкостью 8 500 тонн продукции с вентиляцией и холодильными камерами. На очереди – возведение еще нескольких подобных сооружений и высокомеханизированных животноводческих комплексов.
– Это впечатляет, но все же какова была мотивация расширения региональной программы индустриально-инновационного развития? В чем акимат увидел резервы такого качественного рывка и гарантии воплощения задуманного? И зачем исполнительной власти области и лично вам были нужны дополнительные хлопоты?
– Действительно, в начале текущего года мы ставили перед собой задачу по реализации 42 инвестиционных проектов. Но на сегодня их количество достигло 54. На этот факт следует смотреть с двух точек зрения: предпринимателей и местных органов власти.
Мотивация для бизнесменов заключается в том, чтобы попасть в Государственную программу ФИИР. Это, помимо прибыли, еще и престиж, приближение к элите бизнеса и корпоративным лидерам, на которых должны равняться остальные предприниматели. Немаловажно для такого имиджа и то, что Глава государства сам контролирует эти проекты. Поэтому и растет число бизнесменов, которые их предлагают. А мы помогаем им в реализации идей.
Теперь возьмем мотивацию исполнительной власти. Мы регулярно проводим анализ потенциала нашей области в сфере развития предприятий металлургической, химической, машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей. Видим и обозначаем для предпринимателей приоритеты. Поэтому и поддерживаем все новые проекты, так как это дополнительные постоянные рабочие места. Добавьте к этому дополнительные объемы выпускаемой продукции, увеличение несырьевого рынка и внедрение новых технологий. Поэтому мы постоянно расширяем список проектов, включенных в реализацию Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны.
И, отвечая на ваш вопрос, зачем нам нужен такой рост, скажу так: мы делаем больше потому, что можем. К тому же сегодня для развития бизнеса создаются все необходимые условия. Так почему бы не двигаться вперед?!
– Какова в этом процессе стратегическая, управленческая и психологическая роль акимата области? Возможно, кого-то приходилось убеждать, кого-то поддержать морально или с помощью административных ресурсов, а на кого-то “надавить”, чтобы реализовать проект.
– “Надавить” в нашей практике было. Только, к примеру, в отношении ТОО “СНН”, занимающегося точным литьем металла для АО “Казахстан темир жолы”, действовали методом убеждения. Когда мы говорили руководителю товарищества о том, что в Алматы одна посредническая фирма такие детали точного литья покупает в Англии в количестве нескольких миллионов штук и почему бы не начать их выпуск в Павлодаре, он отвечал, что ему, дескать, спешить некуда.
Мы все же убедили его. Недавно я заезжал в это ТОО и видел точное литье, по поводу которого мы убеждали, с клеймом качества. То есть у английских деталей появился достойный конкурент. Второй пример – современное овощехранилище в селе Актогай. Здесь мы помогли двум предпринимателям получить кредит в АО “КазАгроФинанс”. И акимат “бился” за этот и другие проекты с фондами-кредитодателями.
Я скажу больше. Когда мы открыли в Павлодаре логистический центр по оптовой реализации овощей с юга Казахстана, то владелец этого комплекса пришел в акимат и попросил тоже помочь ему с кредитом, так как он желает построить мощные овоще – и фруктохранилища.
– А каков в реализации ФИИР потенциал малого и среднего бизнеса области?
– Наши бизнесмены используют свой потенциал не в полной мере. Как правило, в основном развивается сфера услуг. От этого мы, естественно, никуда не уйдем, и хорошо, что люди кормят сами себя и заняты делом.
В то же время, учитывая потенциал нашего промышленного региона, мы должны добиться того (это практикуется в экономически развитых странах), чтобы вокруг крупных производств развивались малые и средние товарищества. Но наши ведущие предприятия не подпускают к себе малый бизнес и не берут его в партнеры. А по логике крупные фирмы должны обеспечивать малый бизнес технической документацией, заданиями на ту или иную продукцию, необходимую основному производству. Вот это и будет партнерство.
Сейчас в этом направлении мы работаем с группой компании ENRC и корпорацией “Казахмыс”. Такой подход должен стать государственной программой с обязательным исполнением. Зачем Казахстану развивать зарубежные малые предприятия, которые поставляют нам различную продукцию, когда ее предпочтительнее изготавливать в нашей стране на отечественных производствах – партнерах больших фирм? Тогда не надо будет никого уговаривать развивать казахстанское содержание.
Другой момент. Приходят ко мне предприниматели и просят помочь им со стабильными поставками сырья. И это проблема. Так как, к примеру, АО “Казахстанский электролизный завод” работает с крупными потребителями алюминия и в его планы не входят мелкие ТОО с их проектами. Наверное, в таких ситуациях государство должно определить, чтобы крупные сырьевые предприятия какой-то процент своей продукции распределяли на отечественный малый бизнес во благо его становления. А иначе как таким товариществам развиваться? В том числе и тем зарубежным фирмам, которые желают строить у нас предприятия и выпускать продукцию, нужную Казахстану.
– Бакытжан Абдирович, бывая на различных заседаниях в акимате области, вижу, как порою переговоры по финансированию проектов ведутся на повышенных тонах. В чем причины преград, в частности в получении кредитов на реализацию проектов?
– В том, что те, кто выдает государственные кредиты, в большинстве случаев делают это без заинтересованности в реализации проектов, без учета их социальной и экономической значимости для региона и страны. При этом я не оспариваю то, что при выдаче кредитов у заемщика должны тщательным образом проверять требуемую документацию. Но этот процесс растягивается на длительное время и превращается в самую настоящую бюрократию.
Простой пример. Головной банк в Алматы утверждает проект и передает его фонду “Даму”. Там пакет документов еще раз исследуют, находят какое-то несоответствие нормативам и передают в региональный филиал, а тот возвращает банку второго уровня. Там несоответствие исправляют и возвращают пакет документов обратно по инстанциям. Но не все так просто. Вновь начинается проверка документации, но не там, где была ошибка, а всего пакета. А время идет. Дело дошло до того, что я вынужден был на селекторном совещании пожаловаться Премьер-Министру на такую волокиту с финансированием.
– Факты, конечно, негативные. Но все же есть уверенность в том, что несмотря ни на что все проекты будут реализованы?
– Конечно, есть. Все инвестиционные проекты реальные, а самое главное, востребованные и конкурентоспособные. Из 54 в первом полугодии введены в эксплуатацию 12. До конца года будут запущены еще 18 проектов.
Каждый из них подготовлен тщательно, реализуется в соответствии с графиком, отставаний в работе нет. Кроме того, под эти производства мы даже создаем два мощных учебных комбината, которые будут готовить рабочие кадры.