Неувядаемая история любви…

Легендарному кинофильму “Кыз-Жибек” в 2010 году исполнилось 40 лет

Алма Бейсембаева, “Юридическая газета”, 5 ноября

Исторический эпос “Кыз-Жибек” в честь своего 500-летия был включен ЮНЕСКО в международный исторический календарь. Это не просто пронзительная история о любви – эпос является культурным наследием казахского народа, отразившим все вехи его становления, его поэтическую душу, традиции. Энциклопедия жизни народа сорок лет назад получила талантливое воплощение в одноименной драме глазами кинорежиссера Султана Ходжикова.

Мы выросли на этой киноленте. Десятки раз ходили в кинотеатр, чтобы посмотреть, какой бывает истинная любовь, и что такое истинный долг. Мы плакали, восхищались красавицей Меруерт Утекешевой, во взглядах Кумана Тастанбекова угадывали плохо скрываемое пламя любви. Так, под ярким светом софитов родилась любовь актеров, талдыкорганского парня и уральской девушки из того самого края, из рода “жибек”, сыгравшей в фильме историю своей знаменитой землячки.

А потом все счастливо обсуждали, что актеры поженились, что это не было мимолетным служебным романом. Они и до сих пор вместе. Красивая статная пара. Сегодня это зрелые актеры, кумиры публики Меруерт Каратаевна и Куман Нурмаганович.

А тогда была шумная, веселая осенняя свадьба. Говорят, почетным гостем был Григорий Чухрай. Прекрасных актеров поздравил цвет казахского кино. 40 лет вместе. Великая любовь!

Я не знаю, проходят ли этот эпос в школе. Хотя на чем еще изучать быт народа, его сказания, историю? Ведь истоки ее уходят в далекий 1508 год. И за эти столетия народ сумел бережно и трепетно сохранить его лирическую основу, все описанные в эпосе перипетии – верность, любовь, дружбу, отвагу, коварство и патриотизм. Просто удивительно.

Столь благодатный материал, мощь характеров, ширь степных просторов – конечно же, стали основой и для оперы. Либретто написал сам Габит Мусрепов. В главной партии – Куляш Байсеитова. Во время декады в 1936 году овациями ее встречал московский зритель. И вслед за этим – присуждение высокого звания народной артистки СССР. Партию Тулегена блестяще исполнил Каныбек Байсеитов. Такой вот звездный дуэт. Лучшие страницы казахского искусства.

И вот в 1970 году на экраны выходит фильм. Очереди в кинотеатры. В каждом большом городе, в глубинке и на далеких чабанских отгонах проходят встречи с кинематографистами. Творческие вечера, пресс-конференции. Режиссер Султан Ходжиков, обаятельный Ануар Молдабеков, обожаемый всеми Асанали Ашимов. Съемочная группа перед показами рассказывает о работе, о том, как снимался каждый эпизод. У фильма была счастливая судьба – его прокат прошел в более чем 80 странах.

Не просто хороший литературный материал стал тому причиной. И не то, что на съемки были приглашены звезды казахстанского кино. Даже и не потому, что замечательную музыку к фильму написал Нургиса Тлендиев…

Секрет в другом. Фильм снят с любовью! На одном дыхании. Вдохновенно. Без единого фальшивого кадра. Если кто-то захочет узнать, кто такие казахи – покажите этот фильм. В нем сердце и душа нашего народа. Зрители до сих пор любят его, и лучшего фильма наши кинематографисты пока не создали. Почему провалился “Кочевник”? Такой высокобюджетный фильм – 34 миллиона долларов. Такие мастера, такие планы, такая спецтехника!

Просто в нем нет души. Голый бизнес. А зрителя ведь не обманешь.

Актеров фильма “Кыз-Жибек” до сих пор ждут и приглашают. Им пишут письма. С особой любовью их встречает красивый край Ак Жайык, Урал – родина и гордость моей мамы. Каждый находил такие вот связующие ниточки, чтобы этот фильм и его герои были теплей и ближе. Красивая идея претворилась в дань уважения великому прошлому. Вечная история любви наших бабушек…

Для поклонников фильма недавно киностудия “Казахфильм” преподнесла замечательный подарок – картина отцифрована, мастерски отреставрирована пленка. В нее вошли многие вырезанные эпизоды, в том числе очень красивая сцена перекочевки.

Вместе идут по жизни его герои. Были у пары и другие совместные роли. Взять картину “Орнамент”, где супруга играет директора школы, а глава семьи прораба. Между прочим, режиссер пригласил для полного счастья и детей Тастанбековых. Их трое – старшая, телеведущая, Жибек, средний сын Фараби, строитель, и младшая, Карлыгаш. Очень талантливая, говорят, в родителей. Однако эту киноленту знают не так много зрителей. Для всех Меруерт Утекешева прежде всего Кыз-Жибек. И бесполезно спорить с кинематографической судьбой. Тем более такой звездной. Ведь не каждому выпадает такое – сыграть по-настоящему в народном фильме.

На афишах сегодня другое кино. Бесконечный ряд американских боевиков. В селах ступеньки клубов заросли травой, либо уступили место бойким “шагын-маркетам”.

Кино еще не вернулось из того хорошего, доброго времени, подарившего светлые и чистые чувства, романтику искренних взаимоотношений.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.