О валютно–финансовой системе
Мировой экономике необходима новая валютно–финансовая система, заявил глава Всемирного банка Роберт Зеллик. Впрочем, исходя из его предложения, все новое — это хорошо забытое старое.
Дело в том, что финансист предлагает снова привязать мировые валюты к золоту, как это было до 1971 года. После того как американский президент Никсон отказался обменивать доллары на слитки, деньги, так сказать, ушли в свободное плавание. Сформировалась новая система с совершенно свободными курсами. Итогом ее развития стал нынешний финансово–экономический кризис. «Несмотря на то, что в учебниках золото называют устаревшим эквивалентом денег, в реальности рынки до сих пор используют золото как альтернативную валюту», — оправдывает Зеллик свою теорию. Хотя главное, кажется, в другом: если ничего не пытаться изменить, то третья мировая война окажется не ядерной, а валютной. Первые предупредительные залпы уже прозвучали. Саммит «большой двадцатки», стартующий на этой неделе в Сеуле, превращается в мирные переговоры.
Наиболее острое противостояние разво
рачивается сейчас между двумя крупнейшими экономиками — США и Китаем. В каком–то смысле это, наверное, предтеча их будущего соперничества за лидерство в мире. Вашингтон неоднократно обвинял Пекин в искусственном занижении курса юаня, что способствует наводнению американского рынка дешевыми товарами made in China. Однако сами США делают абсолютно то же самое: американские власти намерены девальвировать курс доллара, чтобы поддержать свою экономику. Федеральная резервная система объявила о намерении произвести 600 миллиардов хрустящих зеленых купюр. Остальные государства, чтобы как–то уберечься от этой массы денег, не подкрепленной реальными активами, тоже обесценивают свои деньги. Фактически валютная война уже началась — и в этой ситуации, возможно, только золото остается надежным активом.
Общая сумма антикризисных расходов американского ЦБ перевалила за 2 триллиона долларов, а вместе с правительственными тратами составляет более 3 триллионов. С учетом же средств, выделенных на спасение страховых компаний и ипотечных агентств, сумма поддержки еще больше. Вообще, меры, на которые пошли для борьбы с кризисом в Белом доме, поистине являются беспрецедентными. Нулевой ставки рефинансирования в истории Штатов еще не было никогда. Между тем успехи пока достигнуты довольно скромные: рецессия прекратилась, но темпы роста экономики остаются крайне низкими и в 2010 году, вероятно, не превысят 2 процентов. Никаких улучшений не видно на рынке жилья, а безработица продолжает колебаться в диапазоне 9,5 — 10 процентов (самый высокий показатель почти за десятилетие). Собственно, именно поэтому власти решились на новую порцию стимулирования. Каковы будут ее результаты, покажет время. Между тем неприятные последствия такого решения заметны многим уже сейчас.
Как полагает замминистра финансов КНР Чжу Гуаняо, очередной приток спекулятивного капитала станет шоком для мировых рынков. «Создается ощущение, что они не понимают всю лежащую на них ответственность и не думают о влиянии этого решения на развивающиеся рынки», — заметил чиновник.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле также сделал несколько очень резких заявлений в отношении действий ФРС. Он заявил, что у него складывается впечатление о «беспомощности» США, добавив, что вливание денег не решит проблему. При этом он убежден, что американские проблемы «ни в коем случае не связаны с недостатком ликвидности». По оценке министра, «США при помощи других средств делают то, в чем упрекают Китай». При этом «инструменты разнятся, а цели преследуются одинаковые», заметил министр финансов ФРГ, добавив, что страдают от таких действий также и европейцы.
Чтобы проиллюстрировать давление, которое будет оказано на Барака Обаму на саммите в Сеуле, британская газета Guardian рассказывает своим читателям анекдот, действие которого происходит в будущем, лет этак через 20. «Почему приходят в упадок великие нации?» — задает китайский профессор вопрос своим студентам, демонстрируя график экономического краха США. «Да потому что мы скупили их долги и теперь они работают на нас», — объясняет он под радостный смех аудитории. Смешно? — задается вопросом газета, и сама же отвечает: — Да не очень, потому что, если сраженная кризисом Америка утеряет экономическое лидерство, ее место немедленно займет Китай. Что и происходит.
В Международном валютном фонде проведена крупнейшая за минувшие шесть десятилетий реформа. На днях сменился состав главного органа МВФ — исполнительного совета. В него входят 24 человека. Они принимают решения о выделении кредитов и т.п. Теперь число членов совета, представляющих европейские страны, уменьшилось на 2 в пользу развивающихся государств. Отныне Китай будет третьим по влиянию государством в МВФ (после США и Японии), Германия, Великобритания и Франция вынуждены потесниться. Конечно, это пока еще не качественные, а количественные перемены в мировой валютно–финансовой системе, но, кажется, это только начало.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО