К.Масимов: Я думаю, что сейчас у нас много других, более важных задач, чем разговоры о переводе казахского языка на латиницу
Петр Канаев, Премьер-министр Казахстана Карим Масимов рассказал “Газете.Ru”, что государства Таможенного союза договорились по всем вопросам формирования Единого экономического пространства и альянс может начать работу в декабре. А также об общем рынке, вступлении в ВТО, изменении таможенных правил и новых этапах интеграции.
– Добрый день, Карим Кажимканович! “Газета.Ru” поздравляет вас с завершением важного раунда переговоров по Единому экономическому пространству. О чем договорились и о чем не договорились?
– По вопросам Таможенного союза мы окончательно договорились только 6 июля 2010 года. Относительно недавно. И уже 19 ноября принципиально все вопросы по всем соглашениям о создании Единого экономического пространства были расшиты. Ни одного нерешенного вопроса не осталось.
– К подписанию планируется подготовить 20 соглашений?
– Структура пакета немного переформирована. Теперь в ней 17 соглашений. По всем вопросам мы договорились. Некоторые соглашения полностью готовы. По остальным нужно отшлифовать юридическую технику. Я абсолютно уверен, что 9–10 декабря в ходе встречи глав государств все соглашения будут подписаны. Единое экономическое пространство начнет существовать.
– Как решен вопрос с пошлинами на импорт чувствительных для национальных экономик товаров – нефти и нефтепродуктов по линии Россия – Белоруссия, иномарок для Казахстана?
– По автомобилям вопросы уже решены – пошлины унифицированы. По вопросам поставок нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии, а также по вопросу железнодорожных тарифов мы сегодня (19 ноября – “Газета.Ru”) нашли решение.
– Как конкретно решены эти вопросы?
– Проработан каждый вопрос. Конкретно по железнодорожным тарифам мы подготовили соглашение, которое унифицирует вопросы формирования тарифов на железнодорожные перевозки. Электроэнергетическое соглашение эффективно решает вопросы транспортировки электроэнергии. По нефти и нефтепродуктам мы создаем единый рынок, с унифицированными ценами.
– Открывается ли взаимный доступ к национальным трубопроводным системам?
– Мы договорились о равном доступе. Но по каждому соглашению оговорен определенный срок переходного периода.
– Насколько длительный?
– Самый длительный – это 2015 год. Ни одно из соглашений в рамках Единого экономического пространства не уходит дальше 2015 года. Соглашения вступают в силу в разные годы, но в итоге мы получаем равный доступ ко всем видам естественных монополий.
– Казахстан планирует экспортировать нефть в Европу по трубам “Транснефти”?
– Россия – наш первый выбор. Будем экспортировать столько нефти, сколько российская трубопроводная система сможет переварить. Европа – серьезный рынок для Казахстана. Мы будем использовать все возможности для экспорта: трубы “Транснефти”, КТК, Баку–Тбилиси–Джейхан. Будут продолжаться поставки в Китай. С учетом планов развития нефтяной отрасли, даже всего этого нам не будет хватать. Мы будем приветствовать любое расширение экспортных возможностей.
– Одним из самых противоречивых пунктов повестки дня был вопрос валютного регулирования. О чем вы договорились с коллегами из России и Белоруссии?
– На уровне правительств вопросы валютного регулирования досогласованы. Устно мы уже нашли взаимоприемлемую формулу. Остаются вопросы на уровне национальных банков, и переговоры между ними продолжатся. Но к 9 декабря этот вопрос решится окончательно.
– Взаимоприемлемая формула предполагает глубокую интеграцию систем валютного регулирования?
– Валютной интеграции не будет, мы не поднимаем этот вопрос.
– Тогда что будет прописано в валютном соглашении?
– Общие принципы регулирования и согласованные позиции по валютным курсам. Вопрос о единой валюте Казахстан, по крайней мере, никогда не ставил. Мы принципиально против обсуждения вопроса о единой валюте в обозримом будущем.
– Как центробанки будут согласовывать позиции по валютным курсам?
– Мы будем информировать другу друга о решении вопросов курсовой политики. Но сама курсовая политика останется прерогативой центральных банков каждой из стран. Это суверенное право страны.
– Переход к согласованным макроэкономическим ориентирам в рамках ЕЭП намечен на лето 2011 года (дефицит бюджета в рамках 3% ВВП, госдолг не более 50% ВВП, инфляция не больше 5% от темпов роста цен в стране ЕЭП с наименьшей инфляцией – “Газета.Ru”). Готова ли экономика Казахстана к новым стандартам?
– Все страны достаточно хорошо подготовились, в том числе и Казахстан.
– Исключено ли сокращение социальных расходов бюджета, в том числе на программу повышения качества жизни?
– В Казахстане не будет сокращения социальных программ. У нас достаточно ресурсов, чтобы решать поставленные задачи.
– Как решен вопрос промышленных субсидий?
– Мы договорились о единых принципах субсидирования отраслей на принципах Всемирной торговой организации. Решенный вопрос.
– Жанар Айтжанова (министр экономического развития и торговли Казахстана – “Газета.Ru”) вылетает в Женеву на очередной раунд переговоров по вступлению Казахстана в ВТО. О чем будете договариваться?
– Она едет вместе с министром экономического развития России Эльвирой Набиуллиной для того, чтобы проводить согласованные переговоры по нашим позициям в вопросах вступления во Всемирную торговую организацию.
– Какова повестка дня этих переговоров?
– Обсуждаются вопросы вступления в ВТО, с учетом согласованных позиций Казахстана и России. Основная задача – уравновесить наши заявки. Поскольку до определенного периода страны вели параллельные переговоры, не согласовывая свои позиции. Такая ситуация сохранялась до 2009 года. Сейчас идет очередной раунд переговоров – более продвинутый, поскольку мы находимся на финальной стадии процесса вступления в ВТО.
– Какова структура управления ЕЭП? Насколько велики полномочия секретариата комиссии Таможенного союза?
– У нас есть комиссия, в которую входят 3 вице-премьера. По большому счету это орган, который решает все вопросы. Задача секретариата заключается в подготовке документов. В процессе формирования Единого экономического пространства возможности комиссии будут расти.
Почему в качестве примера для Единого экономического пространства выбран Евросоюз, который сейчас испытывает большие трудности?
– Другого примера – более удачного – не было!
– Чиновники Таможенного союза освобождены от досмотра на границах. Будут ли освобождены от досмотра обычные люди – граждане союзных государств?
– Да. Мы договорились, что с 1 июля 2011 года в рамках Таможенного союза таможенного досмотра не будет ни для кого.
– Формирование Единого экономического пространства повлияет на темпы и масштабы программы ПФИИР (план индустриализации Казахстана – “Газета.Ru”)?
– ПФИИР рассчитан на 5 лет, до 2014 года. На этот срок выпал переходный период в процессе формирования Единого экономического пространства. Негативного влияния не будет, наоборот, появляется больше возможностей. Для казахстанских предприятий открываются рынки России и Белоруссии. Компании получают возможность сбывать свою продукцию на равных конкурентных условиях на всей территории ЕЭП.
– Российский капитал интересуется инвестиционными проектами в Казахстане?
– Российские инвесторы принимают участие в программе. Это “ИнтерРАО” и “Трансмашхолдинг”. Сейчас мы ведем переговоры с корпорацией “Еврохим”: она будет работать в Казахстане. Идут переговоры с рядом других российских предприятий.
– Решен ли вопрос о продаже БТА-банка российскому Сбербанку?
– Окончательно не решен. Мы находимся в процессе переговоров. Пока вопросов больше, чем ответов.
– Какова схема раздела активов между акционерами “Полюс золота” и KazakhGold? Поддерживает ли правительство Казахстана план урегулирования данного конфликта?
– Это внутреннее дело акционеров. Но если будет найдено взаимоприемлемое решение, мы его поддержим. Обсуждать схему я сейчас не готов, так как документы в правительство представлены не были. Были только разговоры. Но если это взаимная договоренность, мы ее поддержим.
– Как в правительстве Казахстана оценивают эффективность работы Каспийского трубопроводного консорциума? Стабилен ли состав акционеров КТК?
– Я думаю, что в последний год в этом направлении было достаточно много подвижек. Я считаю, что это стабильно работающий, хороший проект. Он будет развиваться, в том числе расширять мощности.
– Почему не состоялась продажа Павлодарского НПЗ российско-британскому концерну ТНК-ВР? Интересуется ли этим активом “Газпромнефть”?
– Ни ТНК-ВР, ни “Газпромнефть” не проинформировали меня о том, что они заинтересованы в покупке или, напротив, в отказе от покупки Павлодарского НПЗ. Если это и происходило, то только на уровне коммерческих компаний. До серьезного уровня – до правительства – дело не доходило.
– Видите ли вы потенциал в Прикаспийском трубопроводном проекте?
– У этого проекта есть большой потенциал, но, к сожалению, он не реализован.
– Может быть реализован?
– Прикаспийский проект начался раньше, чем проект строительства газопровода из Туркменистана в Китай. Но по последней трубе газ уже идет в Китай, а Прикаспийский пока только в планах. Я думаю, что в целом это связано с уровнем потребления газа в Европе. Он существенно снизился. Возможности экспорта газа со стороны газодобывающих стран, соответственно, тоже снизились. Жесткая потребность в этом проекте сократилась. Хотя в перспективе это многообещающий проект.
– Аналитики International Energy Agency говорят об утрате интереса к поставкам газа на Оренбургский завод со стороны Казахстана. Причина – подключение к трубопроводу Туркмения – Китай. Это действительно так?
– Оренбургский проект тесно связан с Карачаганакским месторождением. Поставки в Оренбург и трубопровод в Китай – это разные вещи. Сотрудничество с оренбургским заводом будет развиваться, но для этого потребуется решение ряда внутренних вопросов в Казахстане.
– Каким будет результат председательства Казахстана в ОБСЕ? Чего вы ожидаете от декабрьского саммита?
– Я думаю, что сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ, как страны бывшего Советского союза, страны транзитного периода, – это большой успех. А признание бывшего советского государства в качестве лидера – это уже результат.
Второй момент – впервые за последние 11 лет после стамбульского саммита 1999 года проводится саммит глав государств, и он проходит в Астане. И третье – те вопросы, которые предлагаются к обсуждению на саммите, касаются не только традиционных и, несомненно, очень важных тем демократизации и прав человека, но и стабильности в самом широком смысле. В том числе стабильности в Центральной Азии, включая ситуацию в Афганистане. Это очень важно.
– Коснетесь борьбы с наркотрафиком?
– Будут обсуждаться и проблемы наркотрафика. Также в повестке дня так называемые “замороженные конфликты”. В том числе будет обсуждаться участие президента России Дмитрия Медведева в урегулировании конфликтов между Азербайджаном и Арменией, а также Молдавией и Приднестровьем. Сегодня я провел беседы с руководителями правительств этих республик. И могу сказать: у всех есть ожидания, что по результатам саммита будут определенные подвижки в процессе решения проблемы “замороженных конфликтов”. Если так произойдет, это станет еще одним большим успехом председательства Казахстана в ОБСЕ.
Сегодня я Владимиру Владимировичу (Путину – “Газета.Ru”) напомнил, что в 2004 году Содружество Независимых Государств проголосовало за Казахстан как коллективного председателя ОБСЕ. Поэтому проведение саммита в Астане – это успех всего СНГ.
– Вы откроете доступ к сервису LiveJournal?
– Казахстан уже открыл доступ к “Живому журналу”. Давно, около 5 дней назад.
– Казахстан действительно переходит на латиницу?
– Вопрос трансформации казахского языка на какой-либо другой шрифт обсуждается, наверное, последние 20 лет. Хотел бы напомнить, что казахский язык и на сегодняшний день имеет 3 шрифта. Казахи, которые живут в Казахстане, пишут кириллицей. Казахи, живущие в Европе, используют латиницу. Потому что латиница уже была нормой казахского языка в 1930–1940-х. Казахи, которые живут в Китае, пишут арабским шрифтом. Потому что арабский шрифт был казахским до 1928 года. У одного языка уже есть 3 шрифта. Я думаю, что вопросы языка очень чувствительны. К ним надо подходить очень аккуратно и очень взвешено.
– Стоит ли подходить вообще?
– Я думаю, что сейчас у нас много других, более важных задач, чем разговоры о переводе казахского языка на латиницу.
– В Казахстане параллельно с Россией идет реформа МВД. У вас есть результаты?
– В Казахстане идет реформа всей правоохранительной системы. Есть некоторые результаты административного порядка и набор поправок по либерализации и гуманизации уголовного законодательства. Говорить о конкретных результатах пока рано.
– Возможно ли распространение интеграционных процессов в рамках ЕЭП на правовые системы, например унификация уголовного законодательства?
– Такова цель.
– Уголовные кодексы будут сближаться?
– Мы пока об этом не говорили. Но моя позиция – это было бы правильно. Чтобы на следующем этапе произошла гармонизация уголовного законодательства.
——
Премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ: “ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ ВЫШЛИ НА ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРУЖЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ”
В декабре в Казахстане, председательствующем в настоящее время в ОБСЕ, состоится саммит Организации. Как ожидается, главы государств-участников поднимут наиболее острые вопросы международной безопасности, касающиеся урегулирования конфликтов в разных частях мира. О предстоящем саммите, роли Казахстана в ОБСЕ и других проблемах рассказал в интервью “Интерфаксу” премьер-министр страны Карим МАСИМОВ.
– Карим Кажимканович, Казахстан в настоящее время является председателем в ОБСЕ. Как Вы оцениваете это председательство? Руководителями многих государств высказываются мысли о том, что эта организация уже несколько устарела и не может работать в современных условиях как раньше и требует обновления. Как Вы относитесь к идеям о новой архитектуре европейской безопасности?
– Я считаю, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе доказала свою состоятельность. Для Казахстана она стала актуальна в 1991 году после распада Советского Союза и образования независимого государства. На протяжении всего периода существования ОБСЕ решалось очень много важных вопросов. Какие-то нам нравились больше, какие-то – меньше, но многие из них находили свое практическое решение в рамках ОБСЕ.
Я хотел бы напомнить, что Казахстан – это коллективный председатель в ОБСЕ от СНГ, это решение принималось в 2004 году. Председательство Казахстана в ОБСЕ имеет большую важность как для самой Организации, так и для нашей страны.
Казахстан планирует провести в декабре саммит на уровне глав государств-участников ОБСЕ. Такие встречи не проводились в рамках Организации, начиная с 1999 года. Последний саммит прошел в Стамбуле, теперь он пройдет 1-2 декабря в Казахстане.
Есть ряд вопросов для обсуждения, которые, на мой взгляд, имеют очень большое значение. Это проблемы, связанные с традиционными, которые у всех на слуху, вопросами – права человека, демократизация, свобода слова. Также это вопросы, которые очень сильно волнуют, к примеру, государства Центральной Азии – стабильность.
В том числе актуальны и проблемы, связанные с ситуацией в Афганистане, вопросы, связанные с урегулированием так называемых “замороженных конфликтов”. Например, карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном, конфликт между Приднестровьем и Молдовой.
Я думаю, что сам факт обсуждения этих вопросов и, возможно, некоторые подвижки, на предстоящем саммите будут иметь очень важное значение как для ОБСЕ, так и для председательства Казахстана.
То предложение, которое высказывалось президентом РФ о новой архитектуре европейской безопасности, – это как раз та взаимодополняемая часть, которая имеет место и должна обсуждаться на разных площадках, в том числе и на площадке ОБСЕ.
– Как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-казахстанских отношений?
– Я считаю, что у Казахстана и России всегда были очень хорошие отношения, а на сегодняшний день с учетом создания новых интеграционных объединений наши отношения вышли на еще более дружественный уровень.
– Казахстан и Россия завершают переговоры по вступлению в ВТО. У Белоруссии этот процесс затягивается. Готов ли Казахстан вступить в ВТО самостоятельно, возможно ли вступление одновременно с Россией, или же Астана с Москвой будут ждать, когда “подтянется” Минск?
– У нас есть договоренность, которая еще раз была подтверждена на заседании совета глав правительств СНГ в Петербурге, что Казахстан и Россия будут вступать в ВТО одновременно и на одинаковых условиях.
– Как Казахстан воспринял планы России по строительству космодрома “Восточный” и переносу туда с Байконура части космических программ? Создание совместных предприятий с космическими компаниями западных стран, в частности Франции, – это переориентация Казахстана или диверсификация, поиск новых партнеров?
– Честно говоря, я не вижу в обозримом будущем альтернативы Байконуру для российского космического ведомства. Я думаю, что новые проекты в этой сфере – это очень дорогостоящие вещи, они требуют больших ресурсов и продолжительного времени. Но, конечно, я желаю удачи и успехов в этом проекте российской стороне.
Вместе с тем, у наших стран есть соответствующие закрепленные договоренности об аренде космодрома Байконур. Они ратифицированы нашими парламентами. Мы намерены, со своей стороны, их полностью исполнять.
Что касается привлечения ряда других партнеров, в том числе создания совместных спутников, и ряд других программ – это суверенное право каждой страны, которое вкладывается в развитие данного производства.
– Президент Казахстана не так давно озвучил идею о введении пятилетнего моратория на вылов осетровых рыб в Каспийском море. Как Вы считаете, насколько будут действенны эти дополнительные меры? Когда может быть введен мораторий?
– Введение моратория на вылов осетровых – это та минимальная мера, которую нам необходимо принять. Если вы помните, в 1940-х годах СССР и Иран принимали подобное решение сроком на 10 лет, но в результате этих мер осетровые не восстановились.
На наш взгляд, это необходимая мера, которая позволит стабилизировать ситуацию. Пока сложно сказать, много или мало – пять лет запрета – но, наверное, с чего-то надо начинать. Правительствам стран каспийского региона дали три месяца на проработку документов о введении моратория. Я думаю, что мы уложимся в эти сроки.
– Правительство Казахстана увеличило свою долю в корпорации Kazakhmys, крупнейшим в стране производителе меди. С чем это связано и какие дальнейшие планы властей страны в отношении этой компании?
– Мы посчитали, что на данном этапе развития инвестиции в компанию отвечают национальным интересам. Когда рыночные условия будут соответствующими, мы, может быть, еще докупим долю в компании, а может, продадим. Это будет зависеть от того, как будет развиваться рынок. Мы считаем, что на данном этапе мы приняли вполне осознанное и необходимое решение.
– Остается ли в планах Казахстана строительство при содействии России первой в стране АЭС в Актау?
– Да, у нас есть такие договоренности. Мы вносим некоторые коррективы в эти планы, но в целом мы не отказались от этого проекта.
– Спасибо за интервью!