ЭКСПОРТ – КРЫЛЬЯ ОБОРОНКИ. (история, деятельность, перспективы)

Новая концепция ВТС

Системы военно-технического сотрудничества, экспорта оружия в
Советском Союзе практически не существовало. Была сильно
идеологизированная система поставок вооружений и военной техники.
Объем поставок достигал 21 – 22 млрд. долларов в пиковые годы, но
реальная валюта, которая поступала в страну, исчислялась суммой
порядка 1,8 – 2 млрд. долларов. По сути дела система функционировала
на принципе безвозмездности. Целый ряд стран Африки, Азии, Ближнего
Востока, государства Варшавского Договора получали советское оружие,
ничего не платя за это.
В условиях становления российской государственности стало ясно,
что прежняя система оружейного экспорта не может быть использована. С
одной стороны, больше нельзя оплачивать из кармана налогоплательщика
безвозмездные поставки боевой техники. С другой – возникла
необходимость создания структур, которые отвечали бы реалиям,
сложившимся на мировых оружейных рынках. В новой ситуации необходимо
было поступиться принципами – заменить идеологизированные поставки на
коммерческую торговлю.
Поэтому создание системы военно-технического сотрудничества
России с зарубежными странами стало неизбежностью. В условиях острого
бюджетного дефицита внешние ресурсы, привлекаемые за счет экспорта
оружия, жизненно необходимы для финансирования фундаментальной науки,
производства самых современных систем и комплексов оружия,
перспективных конверсионных проектов.
Президент РФ принял решение сосредоточить усилия на трех основных
направлениях в сфере ВТС с зарубежными странами. Первое – исследование
мирового рынка вооружений, военной техники, политического,
экономического и финансового положения стран – потенциальных
покупателей, особенностей регионов . Такие глобальные маркетинговые
исследования никогда не проводились в Советском Союзе. Второе –
создание самой организационной структуры системы ВТС. В СССР было
порядка 9 – 11 звеньев, которые участвовали в принятии решений о
поставках оружия. Но данный механизм был хорош для плановой, но никак
не для рыночной экономики. Третье – создание необходимого правового
поля функционирования системы ВТС, т.е. наработка пакета документов,
которые должны регламентировать действия по продвижению российского
оружия на внешние рынки.
Ввиду исключительной важности и политической деликатности
оружейного бизнеса на мировой арене Президент России решил лично
курировать эти направления и замкнул прохождение стратегически важных
вопросов на себя. Поэтому была введена должность помощника Президента
по вопросам ВТС с зарубежными странами. Так уж получилось, что я
участвовал в подготовке предложений по реорганизации системы ВТС. Эта
тема была близка мне. Я всю жизнь занимался проблемами ВПК, вопросами
финансирования и ценообразования военной продукции, оружейного
экспорта. Предложения были доложены Президенту, он их одобрил и
утвердил. Затем, естественно, потребовалась команда, способная
претворить все это в жизнь. Так я получил назначение на должность
Помощника президента Российской Федерации по вопросам ВТС с
зарубежными странами. Функциональные обязанности помощника Президента
затем были расширены, и включили курирование государственного
оборонного заказа, других проблем оборонного комплекса государства.
Решение первой задачи заняло полтора года. Были проведены
маркетинговые исследования по всем сегментам рынка, изучены циклы
перевооружения армий тех стран, которые нас интересовали, а также их
бюджетные ассигнования на оборону за последние 15 лет. Мы изучили
политическую и экономическую ситуацию в конкретных регионах мира. На
основании этих исследований были сформированы семь программ – по
Латинской Америке, Ближнему Востоку, ЮгоВосточной Азии, Индии, Китаю,
Западной и Восточной Европе. Каждая из этих программ учитывала все
особенности и своеобразие этих регионов.
Вторая задача потребовала пересмотра организационной структуры
ВТС. Вместо 11 звеньев, участвовавших в принятии решений об экспортных
поставках оружия, мы перешли к трехзвенной системе – Президент,
который принимает решение по стратегическим вопросам – по началу или
наоборот прекращению сотрудничества с той или иной страной, по
экспортному перечню боевой техники и систем вооружений, а также по
другим ключевым вопросам. Следующее звено – Правительство. Далее идут
госкомпания Росвооружение и спецэкспортеры, предприятия, которые
имеют самостоятельное право выхода на внешний рынок. Что же касается
третьей задачи, то был подготовлен закон О военно-техническом
сотрудничестве, который уже прошел первое чтение. Он станет
основополагающим документом, всесторонне регламентирующим правила
действий в сфере ВТС.
Указом Президента РФ от 5 октября 1995 года введено в действие и
практически функционирует Положение о военнотехническом
сотрудничестве России с зарубежными странами. Приняты также Положения
о порядке контроля в сфере ВТС, о порядке лицензирования деятельности
в области ВТС, механизме принятия решения и голосования по
межведомственным вопросам.
Чтобы работа была максимально эффективной создан координационный
межведомственный Совет, в который, кроме членов Правительства России,
вошли представители Минобороны, Миноборонпрома, Минфина, спецслужб,
МВЭС, Государственного таможенного комитета, других заинтересованных
ведомств. В функции этого совета входит решение принципиальных
вопросов в сфере ВТС. Причем это достигается не путем долгих (а порой
и мучительных) хождений руководителей оборонных предприятий по
кабинетам, а непосредственно на очередном заседании совета, где
собираются руководители вышеперечисленных и других заинтересованных
министерств и ведомств. Решение совета является обязательным для всех
федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, при госкомпании
Росвооружение функционирует координационный наблюдательный совет.
Цель принятых документов – в максимальной степени обеспечить
монополию государства в области торговли оружием и выполнение
контрольных функций по соблюдению тех международных обязательств,
которые Россия на себя взяла.
Благодаря новой системе военно-технического сотрудничества
значительно упрощается работа экспортеров на внешнем рынке. В
настоящее время, чтобы получить лицензию, достаточно согласовать ее с
Министерством обороны и Госкомитетом по военно-технической политике. В
то же время механизм контроля за торговлей оружием ужесточен. Стало
больше прав, но и больше ответственности.

У России есть шанс удвоить военный экспорт

Об эффективности работы созданной системы военнотехнического
сотрудничества говорят следующие цифры. В 1995 году мы осуществили
поставки и получили живой валюты в сумме 3 миллиарда 50 миллионов
долларов США. Особо хочу подчеркнуть, что речь идет о реальных
поставках под реальные платежи. Объем же заключенных контрактов в
действительности существенно больше, так как многие крупные проекты
реализуются, как правило, в течение двух, трех и более лет. Мы подвели
предварительные итоги за 1996 год. Валютные поступления составили
3,5млрд. долларов.
За два последних года произошел очень серьезный сдвиг в отношении
к России. Посещая разные регионы, в том числе страны Юго-Восточной
Азии (Малайзию, Сингапур, Таиланд), Ближнего Востока (Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Катар), Латинской
Америки (Бразилию, Перу, Эквадор, Чили, Аргентину, Колумбию), я
почувствовал серьезный интерес к поставкам оружия из России. Отказ от
идеологических шор сказался и на заинтересованности многих государств
к установлению военно-технического сотрудничества с РФ.
Пример – поставка партии МиГ-29 в Малайзию. Это был прорыв на
ранее закрытый для нас рынок. Все наши конкуренты – США,
Великобритания, Франция утверждали, что Россия свои обязательства по
контракту не сможет выполнить и сорвет поставку восемнадцати Миг-29. А
в конечном итоге результат таков – все самолеты поставлены день в
день. Я встречался с малайзийским руководством, качество нашей техники
получило самые высокие оценки, как, впрочем, и уровень подготовки
российскими инструкторами летчиков ВВС Малайзии. В декабре 1995 г.
была оружейная выставка на острове Ланкави, там малайзийские летчики
продемонстрировали прекрасный пилотаж на наших самолетах. На прошедших
недавно в Малайзии маневрах их летчики применили МИГ-29 в качестве
ударных самолетов и остались довольны. Пятерка МИГов пушечным и
ракетным огнем разнесла в пух и прах колонну отслуживших свое военных
грузовиков. ВВС Малайзии высказали заинтересованность в последней
модификации – МИГ-29СМ, уже полностью многофункциональном самолете.
Англичане поставили в Малайзию свои Хоки , так большая их часть
в условиях жаркого климата вышла из строя и находится в ремонте. А на
наших истребителях летают каждый день и претензий нет.
Западные конкуренты пытаются помешать расширению номенклатуры
поставок российской техники и ее выходу на новые рынки сбыта. Для
этого задействуются все возможности, как политические, так и по линии
спецслужб. В разных странах нам противодействуют по-разному: оказывают
давление на местные власти, подкупают ответственных чиновников. Мы все
эти факторы учитываем в своей работе.
Расширяется наше сотрудничество с Латинской Америкой, хотя она
является традиционной зоной влияния США. Мы поставили в Бразилию
переносные зенитно-ракетные комплексы Игла – прекрасное оружие.
Первый этап поставок оценивается в 10 млн. долларов, это уже
реализованный контракт. Следующий этап будет на значительно большую
сумму. Вообще с Бразилией ведется работа по широкому кругу вооружений.
Заключенный контракт – итог долгих переговоров. На подходе сейчас
подписание нескольких следующих контрактов с этой страной.
Хорошо просматриваются и перспективы экспорта в Колумбию. Мы
подписали с ней соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Оно
вылилось в конкретные контракты по поставке вертолетов уже в 1996
году. Речь идет о российской технике для переоснащения колумбийских
ВВС, ВМС и сухопутных войск. Конкретные цифры могут быть приведены
только после официального подписания контракта и при условии, если
колумбийская сторона даст на это свое согласие.
Налаживаются отношения с Чили. Мы участвовали там в выставке,
очень хорошо и добротно организованной. Представили образцы российской
боевой техники, которые заинтересовали чилийских военных. Нашу
экспозицию посетили Главнокомандующие ВВС и ВМФ Чили. Состоялась
обстоятельная продолжительная беседа с Главнокомандующим сухопутными
войсками генералом Аугусто Пиночетом. Это очень активный и сильный
политик, который пользуется авторитетом в обществе. Гражданское
руководство Чили считается с его мнением. Генерал Пиночет, я полагаю,
вошел в историю как крупная политическая фигура современности. Сейчас
российские и чилийские эксперты ведут переговоры на уровне
двухсторонних рабочих групп, определяют вопросы, представляющие
взаимный интерес. Ранее мы уже поставили в Чили партию КАМАЗов,
создали, сервисную базу для их обслуживания. Это техника
универсальная, она может использоваться как в армии, так и для
гражданских целей. Кстати, активную поддержку в продвижении российской
автотехники в Чили оказал Аугусто Пиночет. Кроме Чили есть хорошие
перспективы сотрудничества и с Перу.
Таких темпов прироста продаж оружия и боевой техники, которых
добился российский ВПК за последние два-три года не имела ни одна
страна мира. Тем более что этот прирост достигнут на фоне
наблюдавшейся в последнее время устойчивой тенденции сокращения
мирового рынка оружия.
Должен заметить, что Президент РФ очень большое внимание уделяет
не только реализации экспортных программ, но и поставкам оружия для
Министерства обороны, функционированию военно-промышленного комплекса.
Его решением создана специальная комиссия, которая должна выработать
механизм и предложить долгосрочную федеральную программу поставок
вооружений для Министерства обороны. Таким образом, сформировав
программу вооружений для внутренних потребностей, программу вооружений
на экспорт мы сможем оборонному комплексу сказать, какова перспектива,
что будет разрабатываться сегодня, что в долгосрочной перспективе, и
какие объемы финансирования под это намечается заложить в бюджет
страны.
Иногда спрашивают, а нет ли опасения, что созданная и успешно
функционирующая сегодня система военно-технического сотрудничества,
совершенствуясь, увеличится до таких размеров, что начнет
пробуксовывать, превратится в мощную бюрократическую машину? Я думаю,
такой опасности нет. Ведь для этого и создается нормативная база,
которая на уровне закона, указов Президента РФ четко определит, кто
чем должен заниматься, в какие сроки следует рассмотреть тот или иной
вопрос.
Уже сейчас определено, что поступившая от предприятия заявка в
Госкомитет по военно-технической политике должна быть обязательно
рассмотрена в течение не более 15 дней. То есть заложена норма,
которая просто заставляет действовать.
Самый больной вопрос для оборонных предприятий сегодня,
безусловно, финансовый. И тем не менее как-то решать эту проблему
проблем в последнее время удается. В 1995 году, например, под гарантии
госкомпании Росвооружение в различные экспортные проекты привлечены
инвестиции российских коммерческих банков в объеме более 420 миллионов
долларов.
Второе важное направление – кредитные линии. Я не хотел бы
конкретизировать этот вопрос, но замечу, что есть банки, которые
открыли кредитные линии на суммы от 50 до 150 миллионов долларов. Все
более весомым источником инвестирования становятся офсетные программы,
которые мы ведем с рядом стран.
Таким образом, сочетая внебюджетное инвестирование, кредитование
и финансирование по линии госзаказа, удается сегодня не на словах, а
на деле привлекать ресурсы и реализовывать крупные оборонные
программы.
Хотел бы заметить, что многие оборонные предприятия, в первую
очередь те, которые прочно стоят на ногах, сами принимают меры по
привлечению внебюджетных средств, активно занимаются структурной
перестройкой, формированием мощных финансово-промышленных групп. Ярким
примером на этот счет может служить Военно-промышленный комплекс
МАПО. На первом этапе здесь произошло очень удачное, на наш взгляд,
объединение разработчика знаменитых МИГов (АНПК МИГ) и их
производителя ( МАПО), которые взаимно дополнили друг друга. В
последующем была проведена большая работа с несколькими десятками
предприятий, поставщиками основных комплектующих, а также с
финансовыми институтами. Многие крупные банки выразили готовность
участвовать в формировании этой ФПГ, так как здесь ставка делается не
на какие-то разовые контракты, которые нужно профинансировать, а на
инвестирование стратегических направлений – производство самой
современной авиационной техники – учебнотренировочного самолета МИГ-
АТ, боевых истребителей МИГ-29, целого семейства гражданских
самолетов, а теперь еще и боевых вертолетов. Интерес к кооперации с
ВПК МАПО сегодня проявляет ряд крупных зарубежных авиастроительных
компаний, а это значит, что уже в ближайшее время на
военнопромышленном небосклоне России появится новая транснациональная
авиационная корпорация. ВПК МАПО – это уже не просто предприятие, а
элемент государственной системы.
Чем отличается растущий организм в бизнесе? Тем, что он постоянно
обновляется. Экспортные программы ВПК МАПО являются сегодня одним из
прорывных российских проектов в области высоких технологий. Таких
проектов в настоящее время есть еще пять-шесть. Но, если даже только
они будут реализованы, то говорить о том, что Россия станет когда-то
сырьевым придатком Запада, – просто абсурд.

Право быть спецэкспортером – не привилегия

Если раньше по некоторым поставкам оружия Россию за рубежом
представляли до 25 посредников, многие из которых никакого отношения
ни к промышленности, ни к государственным структурам не имели, то
сейчас необходимость в таких посредниках отпала. Мы движемся и будем
продолжать двигаться к нормальному цивилизованному рынку.
Торговля оружием – дело крайне сложное. Три года назад задачей
номер один для нас было проведение маркетинговых исследований рынка. В
основу этой работы мы поставили пятифакторную модель, включающую в
себя исследование цикла военного перевооружения стран, оценку
экономического потенциала этих стран, наличия финансовых средств,
изучение политической ситуации в стране и политической ситуации в
регионе, детальное знакомство с системой принятия решения на закупку
вооружения и военной техники в этих странах.
На основании такого подхода, как уже было сказано выше,
сформированы семь региональных комплексных программ. Теперь мы четко
знаем, в какую страну, в какие сроки и в каких объемах можем реально
продать оружие. Наши потенциальные конкуренты этого от нас не ожидали.
Они считали, что поставлять технику и оружие в другие страны
российские спецэкспортеры еще долго будут по старой схеме.
Решив задачу исследования рынка, мы приступили к его
практическому освоению. Думаете, почему сейчас так агрессивно
действуют против нас конкуренты? Потому что мы начали не просто
возвращать свои старые рынки, но и завоевывать новые доселе нам
неизвестные. Я имею в виду Кувейт, с которым мы заключили
семисотмиллионный контракт, Малайзию, где благодаря серьезным и очень
продуманным усилиям ВПК МАПОи госкомпании Росвооружение удалось
реализовать контракт на поставку истребителей МИГ-29.
Десятки предприятий претендовали на роль первого спецэкспортера-
производителя. Но проведенный в 1992 году эксперимент, когда на
внешний рынок сразу вышли порядка 12 субъектов, показал, что
самостоятельно охватить и решить весь спектр проблем одному
производителю очень трудно.
Сегодня много добрых слов говорят в адрес Военнопромышленного
комплекса МАПО. Но и ему, чтобы добиться права на самостоятельную
внешнеэкономическую деятельность, пришлось пройти, как говорится, и
огонь, и воду, и медные трубы. Здесь мы имеем налицо уникальное
сочетание двух факторов: с одной стороны – очень серьезный опыт
досконально знающих производство руководителей и с другой – приток
новых молодых сил, которые по-современному смотрят на рынок, четко
знают, как на нем работать. Симбиоз опыта и профессионализма как раз и
позволил этой старейшей авиастроительной фирме добиться значительных
успехов во внешнеэкономической деятельности. На предприятии
сформированы целевые маркетинговые программы. Очень большая работа
проводится по новым сегментам рынка в Юго-Восточной Азии, Латинской
Америке, Африке, Европе. На МИГ-29 сегодня летают и лучшие летчики
ФРГ.
Наиболее интересным и полезным в работе ВПК МИГ как
спецэкспортера представляется прежде всего концептуальный подход к
вопросам военно-технического сотрудничества. Суть его в том, что фирма
предлагает не просто истребитель МИГ29, но и современный учебно-
тренировочный комплекс МИГ-АТ, модернизацию и сервисное обслуживание
ранее поставленных самолетов. Для многих наших партнеров это было
откровением.
При этом хотел бы заметить, что самостоятельная
внешнеэкономическая деятельность – это не привилегия, а очень большая
финансовая и организационная нагрузка. Она под силу далеко не каждому
производителю, а лишь мощным государственным компаниям. Но и им, чтобы
провести серьезные многомиллионные контракты, приходится работать не в
одиночку, а в тесном контакте с правительственными структурами,
другими крупными спецэкспортерами. Малайзийский контракт, например,
вполне мог бы не состояться, если бы ВПК МАПО или госкомпания
Росвооружение действовали не в тандеме друг с другом.
В элите оборонки, создающей оружие и боевую технику для ВВС,
флота, ПВО, Сухопутных войск, есть в настоящее время несколько
прорывных направлений, которые сформировали свою стратегию и уже
начали ее реализовывать. А это значит, что в перспективе круг
предприятий-спецэкспортеров будет расширяться.
Подтверждением тому могут служить постановления Правительства РФ
э 204-р, э 205-р, э 206-р, э 207-р, 208-р от 19 февраля 1996 года,
согласно которым приняты одобренные Координационным межведомственным
советом по военнотехнической политике РФ предложения Госкомоборонпрома
РФ о предоставлении Конструкторскому бюро приборостроения (г. Тула),
акционерному обществу открытого типа Роствертол (г. Ростов-на-Дону),
акционерному обществу открытого типа Уфимское моторостроительное
производственное объединение (г. Уфа), акционерному обществу
открытого типа Гидромаш (г. Нижний Новгород), акционерному обществу
открытого типа Промышленная компания Концерн Антей (г. Москва)
права участия в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными
странами в установленном порядке сроком на 5 лет по номенклатуре
вооружения и военной техники, авиационных двигателей, комплектующих
изделий к авиационной технике, видам работ и услуг, являющихся
предметом их производственной деятельности. В настоящее время список
предприятий еще расширился.
Все это без сомнения позволит значительно увеличить нишу России
на рынке оружия. Думаю, что в ближайшие годы мы выйдем и на пять, и на
десять миллиардов долларов.
Несмотря на то, что в последние годы была проделана большая
работа по формированию нормативно-правовой базы военно-технического
сотрудничества, многое здесь еще предстоит сделать. В частности,
завершить реформирование системы лицензирования экспортных поставок
оружия, усовершенствовать порядок государственного контроля за
торговлей оружием, создать более благоприятные условия для привлечения
внебюджетных источников финансирования экспортных программ,
регламентировать выставочную деятельность и проведение переговоров.
Раньше в этом вопросе у нас была сплошная неразбериха. Существовало 12
спецэкспортеров и до сотни посредников, которые на внешнем рынке
зачастую выступали не компаньонами, а конкурентами. Сейчас же, прежде
чем представить то или иное изделие на рынок, предприятия обязаны
будут договориться дома, определить, чьи шансы на данном рынке выше, и
за рубежом выступать единой командой.
У России есть все шансы на рынке высоких технологий играть одну
из главных скрипок.

ФПГ способны стать локомотивами,
которые выведут экономику из кризиса

Идея формирования на базе крупных промышленных предприятий,
прежде всего оборонного комплекса, мощных финансово-промышленных групп
возникла не сегодня. Во многом она заимствована из опыта индустриально
развитых стран, где ФПГ являются базисным элементом экономики. По
данным ООН, в мире насчитывается порядка ЗЗ тысяч крупных
интегрированных финансово-промышленных групп, половина из которых
приходится на США, Японию, Германию, Швейцарию. Под контролем ФПГ
находится от 1/3 до 1/2 промышленного производства, более половины
внешней торговли, 3/4 патентов на высокие технологии и ноу-хау.
Такие крупные транснациональные корпорации, как Дженерал Моторс,
Панасоник, Эрбас Индастри и другие, стали сегодня символом
индустриальной мощи Запада.
По мнению ведущих экономистов страны, а также руководителей
крупных промышленных предприятий в России сегодня также есть все
объективные условия для формирования подобных финансово-промышленных
групп. Их создание на базе крупных оборонных предприятий вполне
логично и оправдано. Именно здесь сосредоточены высокие технологии.
Эти предприятия отличаются высокой степенью специализации, наличием в
каждом направлении одного или нескольких головных предприятий,
разветвленной сетью предприятий-смежников. Многие из них ориентированы
на мировой рынок, хорошо его знают. Все это, несмотря на крайне
трудное экономическое положение многих оборонных КБ, НИИ, заводов,
создает благоприятные предпосылки для формирования на их базе
финансово-промышленных групп, способных стать теми локомотивами,
которые вытащат всю российскую экономику из кризисного состояния.
Это хорошо понимают и в Администрации Президента, и в
Правительстве, и в Госдуме. На сегодняшний день практически на всех
уровнях одобрена концепция структурной перестройки промышленности, в
том числе и ее оборонных отраслей, суть которой заключается в
структурировании ВПК путем создания достаточно мощных финансово-
промышленных групп.
По сути создается принципиально новая структура оборонного
комплекса России, которая будет строиться на принципах независимости
предприятий в финансовом, организационном, производственном плане и в
то же время будет оставаться контролируемой и управляемой
государством.
На стадии организационного оформления в состав таких групп
входят, как правило, разработчик, производитель и основные
комплектаторы. Это порядка 20-25 предприятий. Затем к новой структуре
добавляются финансовые институты – прежде всего банки, инвестиционные,
страховые компании и т.д., а также аналитические структуры,
занимающиеся вопросами стратегического анализа. В июне 1995 года с
руководителями первых российских финансово-промышленных групп
встречался Президент России, после чего было принято решение о
подготовке нового указа о порядке формирования ФПГ, в котором четко
был бы прописан механизм именно формирования финансово-промышленных
групп, а не просто декларированы какие-то основополагающие принципы их
деятельности.
Важно заметить, что в состав финансово-промышленных групп могут
входить не только российские предприятия, но и предприятия,
находящихся в государствах ближнего в дальнего зарубежья. Сейчас
работа по формированию соответствующей нормативно-правовой базы для
этого по трем республикам СНГ – Украине, Белоруссии и Казахстану
близится к завершению. Рассматриваются интересные предложения ряда
фирм Франции, Германии, Италии, США, других стран по вхождению их
структур в состав уже созданных российских ФПГ. В итоге мы получаем, с
одной стороны, достаточно гибкий механизм, функционирующий на
принципах транснациональных корпораций, с другой – полностью
контролируем этот процесс с точки зрения приоритетов государства
Российского.
Для того чтобы финансово-промышленные группы начали эффективно
функционировать, им, естественно, следует предоставить определенные
государственные преференции. Прежде всего в плане возможности
приобретения и использования государственного пакета акций, передачи
его головной фирме или управляющей структуре. На первом этапе, как я
уже отмечал, возможна передача части акций государственной
собственности в руки головного предприятия или управляющей структуры.
А это уже объединение собственности, а не просто создание на базе
объединения какого-то символического уставного капитала.
Второй элемент – это таможенные пошлины. Сейчас мы работаем над
принятием таких законодательных актов, согласно которым поставляемое
на экспорт оружие облагалось бы таможенными пошлинами по минимуму или
же их выплата осуществлялась после поступления денег на счета
предприятия.
Третий момент – объединив усилия предприятий, ФПГ имеют
необходимые предпосылки стать спецэкспортером. Никогда комплектатору и
не снилось, что он сможет поставлять свои запчасти на экспорт
напрямую, что не надо искать посредника, платить ему деньги, выпускать
специальное решение правительства. Финансово-промышленным группам,
ставшим спецэкспортером, такое право планируется предоставить.
Иногда спрашивают, а нет ли опасности, что в погоне за
определенными государственными льготами и преференциями все без
исключения оборонные предприятия начнут формировать ФПГ? В итоге мы
получим новую, никому не нужную кампанию? Действительно, когда на
первом этапе решался вопрос о направлениях экономической реформы и
структурной перестройки промышленности, в том числе и ее оборонных
отраслей, были попытки внедрить идею объединения финансового и
промышленного капитала сверху. Естественно, работа по формированию ФПГ
тогда пробуксовывала и не давала ожидаемого эффекта. И только после
того как эта идея проросла снизу, дело сдвинулось. Сейчас никто не
говорит: давайте формируйте ФПГ. Предприятия сами их создают.
Следующий шаг – надо включать в процесс формирования ФПГ
региональные власти, на территории которых находятся предприятия.
Чтобы это произошло, нужно создать условия, когда регионам было бы
интересно иметь у себя. мощные финансово-промышленные группы.
Активное участие в этой работе сейчас принимают финансовые
структуры. Если раньше банки были увлечены работой, а если быть более
точным, спекуляцией на валютной бирже, хулиганили на кредитных
ресурсах, то сейчас ситуация в корне изменилась. Они поняли, что
будущее за теми финансовыми структурами, которые инвестируют средства
в промышленность. Словом, объективно сложилась ситуация, когда те
идеи, которые были брошены сверху, получили свое развитие в
хозяйственной практике. И сейчас власти едва успевают за этим
процессом.
Сегодня можно назвать десятки крупных оборонных предприятий,
составляющих элиту оборонного комплекса России, которые идут по пути
формирования финасовопромышленных групп, к примеру Государственное
унитарное предприятие Авиационный ВПК Сухой. Но когда меня
спрашивают, сколько ФПГ будет создано в этом квартале, сколько в
следующем, я отвечаю, что Бог его знает, потому что планировать и
прогнозировать этот процесс очень трудно, да и вряд ли целесообразно.
Анализ показывает, что сегодня в России присутствует вся гамма красок,
и это хорошо. Было бы большой ошибкой формировать все ФПГ по одной
колодке.
Многие ведущие российские и зарубежные эксперты формирование
финансово-промышленных групп относят к числу стратегических
направлений экономической реформы и структурной перестройки
промышленности в целом. Я полностью разделяю эту точку зрения.
Необходимо развить то, что уже сделано, придать процессу формирования
ФПГ больший динамизм и последовательность.
Переплетение законодательных, организационных и экономических
интересов, характерное для финансовопромышленных групп, позволит
цементировать позитивные процессы, происходящие в нашей экономике, а в
конечном итоге цементировать Россию и СНГ. А дальше политики поймут,
что жизнь требует и от них поступать соответствующим образом.

This entry was posted in Секретные новости из армии. Bookmark the permalink.

Comments are closed.