Время потребовало кардинальных перемен в правовой сфере

Р.Мукашев: Причина реформирования правоохранительной системы – это проблемы неэффективного управления и возникающего конфликта интересов, а также недостаточная прозрачность в деятельности силовых органов

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 ноября

Время потребовало кардинальных перемен в правовой сфере. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев, открывая в Парламенте круглый стол на тему “О развитии законодательства Республики Казахстан в свете Указа Президента Республики Казахстан “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан” (тезисы):

“Казахстан с первого дня своей независимости определил курс на построение демократического и правового государства. Высшей ценностью государства признан человек его права и свободы.

За прошедшие годы независимости Казахстан проделал огромную работу в становлении именно как правого государства. И эта работа проводилась на всех уровнях, в частности, как на законодательном так и на правоприменительном.

Более того, работа в этом направлении не прекращалась. Об этом свидетельствуют Государственная программа правовой реформы 1994 года и Концепция правовой политики 2002 года.

Вместе с тем время потребовало кардинальных перемен в правовой сфере, результатом которой стало принятие Концепция развития правовой политики до 2020 года.

Безусловно, в этом главная заслуга Президента нашей страны – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, который в целях обеспечения правовой стабильности в государстве принял решение об утверждении новой концепции на целое десятилетие.

В этой связи значимость и актуальность проведения мероприятия связанного с Концепцией правовой политики до 2020 года не вызывает сомнений.

Следует отметить, что в ней отражены все направления дальнейшего развития правовой сферы и вопросы реформирования правоохранительных органов.

В этой связи я уверен и надеюсь, что сегодняшнее заседание и результаты, которые будут выработаны в ходе его работы, окажут существенное влияние на законотворческий процесс и конечно на развитие правовой политики государства в целом”.

ВСЕ РАССМАТРИВАЕМЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ В СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ ПОЗВОЛЯТ ОБЕСПЕЧИТЬ НАДЕЖНУЮ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ КАЗАХСТАНА

После приветственного слова, Рахмет Мукашев выступил на заседании с докладом (тезисы):

Позвольте мне поприветствовать всех участников проводимой конференции и поблагодарить организаторов за ее проведение и приглашение!

Начну с того, что в своем послании народу Казахстана “Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана”, Президент страны – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев обозначил, что внутриполитическая стабильность – надежный фундамент реализации Стратегического плана до 2020 года.

Главной составляющей обеспечения стабильности остаются сохранение согласия и стабильности в обществе, укрепление безопасности страны.

И важную роль в данном случае играет правовая реформа. Следует отметить ее основные направления.

Первое, реформирование правоохранительной системы.

Причиной ее реформирования – это проблемы неэффективного управления и возникающего конфликта интересов, а также недостаточная прозрачность в деятельности силовых органов.

Последствиями указанных проблем стал чрезмерный, а порой и неоправданно жесткий подход в применении уголовного и административного законодательств.

Подтверждением таких последствий является тот факт, что до сих пор основным видом наказания остается лишение свободы.

В этой связи второе направление – гуманизация законов. Она основывается на конституционном положении о приоритете человека и его основных прав и свобод.

Поэтому защита законопослушных граждан является приоритетной задачей правоохранительных органов.

Ради справедливости следует отметить, что усиленная работа по гуманизации уголовной политики начата с самых первых дней обретения независимости.

В последующем работа в этом направлении не прекращалась. Об этом свидетельствуют: Государственная программа правовой реформы 1994 года, Концепция правовой политики 2002 года и недавно принятая Концепция развития правовой политики до 2020 года.

Бесспорно, следует признать, что заложенные в них положения позволили в полной мере воплотить в жизнь самые смелые идеи о независимости, демократии и праве!

И вот сегодня, уже прошло три месяца, как вступил в силу один из важных и значимых для государства и общества документ – Указ Главы государства “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.

Необходимость его принятия продиктовано жизнью и потребностями в дальнейшем развитии Казахстана как правового государства, для которого человек во все времена являлся высшей ценностью.

В этой связи возникает вопрос: “Как сегодня реализуются его положения?”.

Отчасти отвечая на него, следует сказать, что Правительству было поручено до конца 2010 года, разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законов, вытекающие из требований настоящего Указа.

Соответственно, более 17 проектов Законов направленных на реализацию Указа уже поступили и приняты в работу Мажилиса.

Головным Комитетом по рассмотрению данных законопроектов определен Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса.

Особо хочу подчеркнуть, что участие в их рассмотрении принимают все заинтересованные стороны, включая общественные и международные организации. Это свидетельствует об их объективном и всестороннем рассмотрении.

Не стану перечислять и подробно останавливаться на каждом законопроекте, поскольку вам они прекрасно известны.

Отмечу лишь те законопроекты, которые являются ключевыми в своей области и стали предметом широкого обсуждений в обществе, а также на проводимых заседаниях по их рассмотрению.

В первую очередь это проект Закона связанный с правоохранительной службой.

Вопрос о том, как дальше будет строиться деятельность правоохранительных органов, волнует каждого его сотрудника.

Надо сразу отметить, что этим проектом не в кое мере не ухудшается положение действующих сотрудников указанных органов.

Результатом принятия Закона станет внедрение единых правовых стандартов, норм прохождения службы и подходов к социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов.

Соответственно повысится как статус самого сотрудника, так и правоохранительной службы в целом.

И главное, что мы ожидаем от принятия данного Закона – это соответствующее повешение уровня доверия населения к правоохранительным органам.

Важным по своему содержанию является проект Закона по гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе.

Исходя из его названия, можно определить его двухвектороную концепцию.

Первая – дальнейшая гуманизация уголовного законодательства.

Надо отметить, что столь масштабной гуманизации Уголовный кодекс, принятый в 1997 году еще не видел.

Гуманизация уголовного законодательства будет реализована через такие меры, как либерализация, так и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

Это касается преступлений небольшой тяжести, которые предполагается перевести в категорию административных правонарушений и усилить за них ответственность.

Более того, законопроектом предполагается ввести новый институт уголовного законодательства – институт административной преюдиции.

Административная преюдиции устанавливается в 17 составах преступлений, такие как умышленное причинение легкого вреда здоровью, клевета, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и другие.

Исключается из системы наказаний такой его вид, как арест.

Расширяется сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, многие санкции Уголовного кодекса дополняются наказаниями в виде штрафа, общественных работ и ограничения свободы.

Относительно второго направления, то законопроектом предлагается совершенствование и упрощение судопроизводства в целях обеспечения оперативной и справедливой защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Предполагается усовершенствовать формы и методы контроля за поведением обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избраны меры не связанные с арестом.

В этой связи используются возможности электронных средств слежения, что является новшеством для нашего законодательства.

Внесения изменений и дополнений в Закон “О Высшем Судебном Совете” связаны с внедрением повышенных критериев и стандартов для судей и кандидатов на должности судей.

Мы все прекрасно понимаем, что именно судья принимает окончательное решение, от которого в каждом конкретном случае зависит судьба человека.

Поэтому поправки в данный Закон являются значимыми и позволят решить поставленные перед ним задачи.

Указом особо подчеркивается необходимость усиления роли органов прокуратуры за уголовным судопроизводством.

В этой связи, соответствующий законопроект позволит решить задачи по усилению координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности.

Повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве путем возложения на него дополнительных обязанностей по надзору за законностью уголовного преследования, в том числе за возбуждением уголовных дел и многие другие.

Важным представляется нам и законопроект, связанный с введением института медиации.

Законопроектом предлагается расширить примирительные процедуры в уголовном судопроизводстве и повысит уровень защиты граждан на стадии следствия и отправления правосудия.

Более того, медиация позволит сократить применения меры пресечения в виде ареста, в том числе и к лицам, совершившим экономические преступления небольшой и средней тяжести.

Законопроект по вопросам закрепления оснований и порядка содержания граждан решает ряд концептуальных задач, которые на протяжении двух лет не нашли своего разрешения.

Из них следует выделить две основные.

Передача функций и полномочий из органов внутренних дел связанных с деятельностью медицинских вытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения.

А также передача в ведение Министерства образования и науки, центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

Законопроектом о судебных приставах предлагается решить ряд важных задач для соответствующих государственных органов.

Передача функций и полномочий по исполнению исполнительных документов, организация работы по имуществу, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям Министерству юстиции.

И, наоборот, во вновь образованный при Верховном Суде Департамент передать организацию, материально-техническое и иное обеспечение деятельности судов всех уровней и судебных приставах.

Проблемам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности уделяется особое внимание со стороны государства.

В этой связи законопроектом по вопросам противодействия рейдерства предполагается установить соответствующую уголовную и административную ответственность, а также иные меры способствующие пресечению данных негативных действий и наступления последствий в виде незаконного захвата бизнеса.

И все остальные законопроекты, находящиеся сегодня в рассмотрении Комитета Мажилиса актуальны, востребованы и главное соответствуют требованиям Основного Закона страны.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что все рассматриваемые законопроекты в своей совокупности позволят обеспечить надежную правовую основу для реализации Стратегического плана до 2020 года и дальнейшее развитие правовой сферы Казахстана”.

——-

МАЖИЛИС – НДП “НУР ОТАН”: ПРАВОВАЯ РЕФОРМА – РЕАЛИЗАЦИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА

Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 ноября

Сегодня в Мажилисе Комитетом Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе проведен круглый стол. Форум организован совместно с Комиссией Политсовета НДП “Hyp Отан” по законодательной и нормотворческой деятельности в Парламенте и маслихатах.

Тема: “О развитии законодательства Республики Казахстан в свете Указа Президента Республики Казахстан “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились председатель профильного Комитета Мажилиса Рахмет Мукашев и Глава Центра ОБСЕ в Астане, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Кельчевский.

О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усилении гарантий законности в уголовном процессе доложил первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель. О ходе исполнения вышеназванного Указа Главы государства сообщил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. “Модернизация деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан” – доклад на эту тему сделал вице-министр внутренних дел РК Амантай Куренбеков.

Прозвучали также выступления международных экспертов. Профессор Высшей школы экономики, заслуженный юрист Российской Федерации, эксперт Центра исследования правовой политики Сергей Пашин рассказал о российском опыте реформирования правоохранительной деятельности. “Административная преюдиция и институт рецидива с точки зрения уголовного права европейских стран”. Такую речь произнес заместитель руководителя аппарата Верховного суда Украины – начальник правового управления, эксперт Центра исследования правовой политики Микола Хавронюк. А перспективы совершенствования деятельности правоохранительных органов в свете европейского опыта изложил на заседании член правления Центра политико-правовых реформ (Украина), эксперт Центра исследования правовой политики Олександр Банчук.

Своим мнением по обсуждаемой теме поделились и казахстанские ученые. Начальник Академии финансовой полиции Марат Башимов представил свое видение по гуманизации законодательства. О путях совершенствования уголовного законодательства сообщил заместитель начальника Карагандинского юридического института Исидор Борчашвили. Такие темы, как “Некоторые вопросы совершенствования системы правоохранительных органов в Республики Казахстан” и “Актуальные проблемы эффективности уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы” осветили главный научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан Саттар Рахметов и заведующий кафедрой уголовно-правовой дисциплины Казахского гуманитарно-юридического университета Рамазан Нуртаев.

В работе круглого стола под председательством депутата Светланы Бычковой приняли участие парламентарии, представители государственных органов, политических партий, международных и неправительственных организаций, ведущие эксперты и ученые.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.