Р.Мукашев: Причина реформирования правоохранительной системы – это проблемы неэффективного управления и возникающего конфликта интересов, а также недостаточная прозрачность в деятельности силовых органов
Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 ноября
Время потребовало кардинальных перемен в правовой сфере. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев, открывая в Парламенте круглый стол на тему “О развитии законодательства Республики Казахстан в свете Указа Президента Республики Казахстан “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан” (тезисы):
“Казахстан с первого дня своей независимости определил курс на построение демократического и правового государства. Высшей ценностью государства признан человек его права и свободы.
За прошедшие годы независимости Казахстан проделал огромную работу в становлении именно как правого государства. И эта работа проводилась на всех уровнях, в частности, как на законодательном так и на правоприменительном.
Более того, работа в этом направлении не прекращалась. Об этом свидетельствуют Государственная программа правовой реформы 1994 года и Концепция правовой политики 2002 года.
Вместе с тем время потребовало кардинальных перемен в правовой сфере, результатом которой стало принятие Концепция развития правовой политики до 2020 года.
Безусловно, в этом главная заслуга Президента нашей страны – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, который в целях обеспечения правовой стабильности в государстве принял решение об утверждении новой концепции на целое десятилетие.
В этой связи значимость и актуальность проведения мероприятия связанного с Концепцией правовой политики до 2020 года не вызывает сомнений.
Следует отметить, что в ней отражены все направления дальнейшего развития правовой сферы и вопросы реформирования правоохранительных органов.
В этой связи я уверен и надеюсь, что сегодняшнее заседание и результаты, которые будут выработаны в ходе его работы, окажут существенное влияние на законотворческий процесс и конечно на развитие правовой политики государства в целом”.
ВСЕ РАССМАТРИВАЕМЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ В СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ ПОЗВОЛЯТ ОБЕСПЕЧИТЬ НАДЕЖНУЮ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ КАЗАХСТАНА
После приветственного слова, Рахмет Мукашев выступил на заседании с докладом (тезисы):
Позвольте мне поприветствовать всех участников проводимой конференции и поблагодарить организаторов за ее проведение и приглашение!
Начну с того, что в своем послании народу Казахстана “Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана”, Президент страны – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев обозначил, что внутриполитическая стабильность – надежный фундамент реализации Стратегического плана до 2020 года.
Главной составляющей обеспечения стабильности остаются сохранение согласия и стабильности в обществе, укрепление безопасности страны.
И важную роль в данном случае играет правовая реформа. Следует отметить ее основные направления.
Первое, реформирование правоохранительной системы.
Причиной ее реформирования – это проблемы неэффективного управления и возникающего конфликта интересов, а также недостаточная прозрачность в деятельности силовых органов.
Последствиями указанных проблем стал чрезмерный, а порой и неоправданно жесткий подход в применении уголовного и административного законодательств.
Подтверждением таких последствий является тот факт, что до сих пор основным видом наказания остается лишение свободы.
В этой связи второе направление – гуманизация законов. Она основывается на конституционном положении о приоритете человека и его основных прав и свобод.
Поэтому защита законопослушных граждан является приоритетной задачей правоохранительных органов.
Ради справедливости следует отметить, что усиленная работа по гуманизации уголовной политики начата с самых первых дней обретения независимости.
В последующем работа в этом направлении не прекращалась. Об этом свидетельствуют: Государственная программа правовой реформы 1994 года, Концепция правовой политики 2002 года и недавно принятая Концепция развития правовой политики до 2020 года.
Бесспорно, следует признать, что заложенные в них положения позволили в полной мере воплотить в жизнь самые смелые идеи о независимости, демократии и праве!
И вот сегодня, уже прошло три месяца, как вступил в силу один из важных и значимых для государства и общества документ – Указ Главы государства “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.
Необходимость его принятия продиктовано жизнью и потребностями в дальнейшем развитии Казахстана как правового государства, для которого человек во все времена являлся высшей ценностью.
В этой связи возникает вопрос: “Как сегодня реализуются его положения?”.
Отчасти отвечая на него, следует сказать, что Правительству было поручено до конца 2010 года, разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законов, вытекающие из требований настоящего Указа.
Соответственно, более 17 проектов Законов направленных на реализацию Указа уже поступили и приняты в работу Мажилиса.
Головным Комитетом по рассмотрению данных законопроектов определен Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса.
Особо хочу подчеркнуть, что участие в их рассмотрении принимают все заинтересованные стороны, включая общественные и международные организации. Это свидетельствует об их объективном и всестороннем рассмотрении.
Не стану перечислять и подробно останавливаться на каждом законопроекте, поскольку вам они прекрасно известны.
Отмечу лишь те законопроекты, которые являются ключевыми в своей области и стали предметом широкого обсуждений в обществе, а также на проводимых заседаниях по их рассмотрению.
В первую очередь это проект Закона связанный с правоохранительной службой.
Вопрос о том, как дальше будет строиться деятельность правоохранительных органов, волнует каждого его сотрудника.
Надо сразу отметить, что этим проектом не в кое мере не ухудшается положение действующих сотрудников указанных органов.
Результатом принятия Закона станет внедрение единых правовых стандартов, норм прохождения службы и подходов к социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов.
Соответственно повысится как статус самого сотрудника, так и правоохранительной службы в целом.
И главное, что мы ожидаем от принятия данного Закона – это соответствующее повешение уровня доверия населения к правоохранительным органам.
Важным по своему содержанию является проект Закона по гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе.
Исходя из его названия, можно определить его двухвектороную концепцию.
Первая – дальнейшая гуманизация уголовного законодательства.
Надо отметить, что столь масштабной гуманизации Уголовный кодекс, принятый в 1997 году еще не видел.
Гуманизация уголовного законодательства будет реализована через такие меры, как либерализация, так и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности.
Это касается преступлений небольшой тяжести, которые предполагается перевести в категорию административных правонарушений и усилить за них ответственность.
Более того, законопроектом предполагается ввести новый институт уголовного законодательства – институт административной преюдиции.
Административная преюдиции устанавливается в 17 составах преступлений, такие как умышленное причинение легкого вреда здоровью, клевета, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и другие.
Исключается из системы наказаний такой его вид, как арест.
Расширяется сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, многие санкции Уголовного кодекса дополняются наказаниями в виде штрафа, общественных работ и ограничения свободы.
Относительно второго направления, то законопроектом предлагается совершенствование и упрощение судопроизводства в целях обеспечения оперативной и справедливой защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Предполагается усовершенствовать формы и методы контроля за поведением обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избраны меры не связанные с арестом.
В этой связи используются возможности электронных средств слежения, что является новшеством для нашего законодательства.
Внесения изменений и дополнений в Закон “О Высшем Судебном Совете” связаны с внедрением повышенных критериев и стандартов для судей и кандидатов на должности судей.
Мы все прекрасно понимаем, что именно судья принимает окончательное решение, от которого в каждом конкретном случае зависит судьба человека.
Поэтому поправки в данный Закон являются значимыми и позволят решить поставленные перед ним задачи.
Указом особо подчеркивается необходимость усиления роли органов прокуратуры за уголовным судопроизводством.
В этой связи, соответствующий законопроект позволит решить задачи по усилению координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности.
Повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве путем возложения на него дополнительных обязанностей по надзору за законностью уголовного преследования, в том числе за возбуждением уголовных дел и многие другие.
Важным представляется нам и законопроект, связанный с введением института медиации.
Законопроектом предлагается расширить примирительные процедуры в уголовном судопроизводстве и повысит уровень защиты граждан на стадии следствия и отправления правосудия.
Более того, медиация позволит сократить применения меры пресечения в виде ареста, в том числе и к лицам, совершившим экономические преступления небольшой и средней тяжести.
Законопроект по вопросам закрепления оснований и порядка содержания граждан решает ряд концептуальных задач, которые на протяжении двух лет не нашли своего разрешения.
Из них следует выделить две основные.
Передача функций и полномочий из органов внутренних дел связанных с деятельностью медицинских вытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения.
А также передача в ведение Министерства образования и науки, центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
Законопроектом о судебных приставах предлагается решить ряд важных задач для соответствующих государственных органов.
Передача функций и полномочий по исполнению исполнительных документов, организация работы по имуществу, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям Министерству юстиции.
И, наоборот, во вновь образованный при Верховном Суде Департамент передать организацию, материально-техническое и иное обеспечение деятельности судов всех уровней и судебных приставах.
Проблемам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности уделяется особое внимание со стороны государства.
В этой связи законопроектом по вопросам противодействия рейдерства предполагается установить соответствующую уголовную и административную ответственность, а также иные меры способствующие пресечению данных негативных действий и наступления последствий в виде незаконного захвата бизнеса.
И все остальные законопроекты, находящиеся сегодня в рассмотрении Комитета Мажилиса актуальны, востребованы и главное соответствуют требованиям Основного Закона страны.
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что все рассматриваемые законопроекты в своей совокупности позволят обеспечить надежную правовую основу для реализации Стратегического плана до 2020 года и дальнейшее развитие правовой сферы Казахстана”.
——-
МАЖИЛИС – НДП “НУР ОТАН”: ПРАВОВАЯ РЕФОРМА – РЕАЛИЗАЦИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 ноября
Сегодня в Мажилисе Комитетом Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе проведен круглый стол. Форум организован совместно с Комиссией Политсовета НДП “Hyp Отан” по законодательной и нормотворческой деятельности в Парламенте и маслихатах.
Тема: “О развитии законодательства Республики Казахстан в свете Указа Президента Республики Казахстан “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратились председатель профильного Комитета Мажилиса Рахмет Мукашев и Глава Центра ОБСЕ в Астане, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Кельчевский.
О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усилении гарантий законности в уголовном процессе доложил первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель. О ходе исполнения вышеназванного Указа Главы государства сообщил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. “Модернизация деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан” – доклад на эту тему сделал вице-министр внутренних дел РК Амантай Куренбеков.
Прозвучали также выступления международных экспертов. Профессор Высшей школы экономики, заслуженный юрист Российской Федерации, эксперт Центра исследования правовой политики Сергей Пашин рассказал о российском опыте реформирования правоохранительной деятельности. “Административная преюдиция и институт рецидива с точки зрения уголовного права европейских стран”. Такую речь произнес заместитель руководителя аппарата Верховного суда Украины – начальник правового управления, эксперт Центра исследования правовой политики Микола Хавронюк. А перспективы совершенствования деятельности правоохранительных органов в свете европейского опыта изложил на заседании член правления Центра политико-правовых реформ (Украина), эксперт Центра исследования правовой политики Олександр Банчук.
Своим мнением по обсуждаемой теме поделились и казахстанские ученые. Начальник Академии финансовой полиции Марат Башимов представил свое видение по гуманизации законодательства. О путях совершенствования уголовного законодательства сообщил заместитель начальника Карагандинского юридического института Исидор Борчашвили. Такие темы, как “Некоторые вопросы совершенствования системы правоохранительных органов в Республики Казахстан” и “Актуальные проблемы эффективности уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы” осветили главный научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан Саттар Рахметов и заведующий кафедрой уголовно-правовой дисциплины Казахского гуманитарно-юридического университета Рамазан Нуртаев.
В работе круглого стола под председательством депутата Светланы Бычковой приняли участие парламентарии, представители государственных органов, политических партий, международных и неправительственных организаций, ведущие эксперты и ученые.