Владимир Филат: После выборов ответственные политики должны сесть за стол переговоров, чтобы принять решения во имя будущего страны

Политика

Интервью премьер-министра Молдавии Владимира Филата агентству ИТАР-ТАСС

– Господин премьер, в пятницу вы примете участие в саммите глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге, в повестке которого важные для республики вопросы экономического сотрудничества. Какие вопросы вы намерены обсудить со своими коллегами?

– Молдавия заинтересована в первую очередь в развитии торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ, которое по прежнему является одним из основных рынков сбыта молдавской продукции. Поэтому, мы используем любые возможности, чтобы обсудить именно эти вопросы, как на многостороннем уровне, так и на двустороннем. С этой точки зрения, нынешний саммит Содружества для нас важен, как и предыдущие саммиты.

– Недавно Ваше правительство отметило первый год у власти. Как вам работалось в коалиции? Удалось ли достичь целей, которые ставились на этот период?

– Мы получили страну в глубоком экономическом кризисе, практически на грани банкротства. Отношения с партнерами по развитию были заморожены, а с соседними странами испорчены. После произошедших в апреле событий и последовавшей за ними агрессивной избирательной кампании, разделенным оказалось молдавское общество. И хотя правительство коалиционное, что предусматривает принятие только тех решений, которые согласованы с партнерами по коалиции, нам удалось действовать эффективно и решить ряд важных для страны проблем.

В первую очередь, удалось обуздать экономический кризис и уже в первой половине нынешнего года добиться экономического роста в 5,6 проц. Мы обеспечили своевременную выплату пенсий, зарплат, стипендий, пособий и даже увеличили их для малообеспеченной части населения.

– Но во многом это было достигнуто за счет получения внешних займов, увеличивших долг страны?

– Правительству удалось привлечь из-за рубежа 2,6 млрд. долларов. Более половины, из них – безвозмездная помощь, остальная часть привлечена на очень выгодных условиях. Внешние займы не создают угрозу для экономической безопасности страны, если полученные средства направляются на стимулирование роста экономики. МВФ подписал с нашим правительством Меморандум на 2010-2012 годы, который предусматривает выделение кредита в размере 574 млн. долларов. Эти средства, а также финансовая помощь других партнеров по развитию, предназначены не только для поддержки бюджета, но и на реализацию инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, энергетике, транспорте, дорожном хозяйстве, связи и информатики, других отраслях.

Хочу подчеркнуть, что получить столь существенную финансовую поддержку в условиях мирового кризиса было бы невозможно, если правительству не удалось нормализовать отношения с партнерами по развитию, соседними странами – Румынией и Украиной, а также Евросоюзом, США и Россией, с которой правительство начало строить по-настоящему стратегическое партнерство. Программа деятельности нашего кабинета была разработана на четыре года, а мы работаем всего год. Конечно, не все цели, которые мы поставили перед собой изначально, достигнуты. Не надо забывать, что мы работали не только в условиях экономического, но и конституционного кризиса, а также перманентной избирательной кампании, когда как оппозиция, так и партии входящие в коалицию готовились к очередным досрочным выборам.

– Вы имеете ввиду указы “о советской оккупации”, письма в НАТО и другие шаги, предпринятые Вашими партнерами по коалиции, которые осложнили российско-молдавские отношения?

– Я имею в виду, что правительство, которое я возглавляю, занималось решением более насущных проблем, чем те, которые вы упомнили. Нам было не до этого. Летом случилось катастрофическое наводнение, в зоне бедствия оказались тысячи людей, которых надо было спасать. Мы справились с этой задачей и уже к осени, несмотря на ненастье и экономические трудности, которые испытывает наша страна, в рекордные сроки построили около семисот новых комфортабельных домов для пострадавших. В эти дни ключи от них получают сотни семей. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить зарубежных партнеров, которые оказали нам помощь в борьбе с последствиями наводнения. В их числе и Россия.

– Вы заявили, что в будущем году Молдова подаст заявку на вступление в ЕС. Готова ли республика к этому, и какими, по вашему мнению, будут последствия этого шага для ее экономики? Многие политики утверждают, что Молдова опоздала на “европейский поезд”. Есть и те, кто предлагает присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, чтобы извлечь выгоду из сотрудничества, как с Западом, так и Востоком. Вы согласны с такой оценкой?

К сожалению, некоторые наши люди привыкли думать, что если Молдавия будет развивать хорошие отношения с Западом, то у нее обязательно должны быть плохие отношения с Востоком. И наоборот. Во многом, это было вбито в их подсознание в период восьмилетнего правления коммунистов. Они сначала заявили о необходимости строить хорошие отношения с Россией, и ссорились с Румынией, ЕС и США. Затем поссорились с Россией и объявили приоритетными отношения с ЕС.

Наше правительство изначально объявило своей стратегической целью интеграцию в Европейский Союз. Но при этом мы заявили, что будем строить отношения стратегического партнерства и с Россией и с США. Это зафиксировано в программных документах правящей коалиции “Альянс за европейскую интеграцию”, которая сформировала коалиционное правительство. Замечу, что “европейский вектор” не помешал нашему правительству в полтора раза увеличить товарооборот с Россией.

Развивая экономические отношения с Россией и странами СНГ, мы начали создавать зону свободной торговли с ЕС. От этого могут выиграть и восточные экономические агенты, в том числе и из России, ведь, придя на наш рынок, они смогут воспользоваться торговыми и экономическими преференциями, которые предоставил нашей стране ЕС.

– В ситуации, когда переговоры по приднестровскому урегулированию практически заморожены Вы прибегли к “футбольной дипломатии” – решаете наболевшие для людей с двух берегов Днестра вопросы во время неформальных встреч с лидером Приднестровья Игорем Смирновым на футбольных матчах в Тирасполе. Со своей стороны, оппозиция подвергла Вас критике за “сдачу интересов страны”?

Приднестровское урегулирование – один из приоритетов правительства. Мы сделали ставку на укрепление мер доверия, возобновление переговоров в формате “5+2″ (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС). И эти усилия уже дают конкретные результаты. Нам удалось наладить постоянный диалог между Кишиневом и Тирасполем на уровне политических представителей, возобновить работу совместных рабочих групп, решить важные проблемы с экспортом товаров из Приднестровья. Недавно возобновилось движение поезда Кишинев-Одесса через Приднестровье, заложены основы для восстановления телефонной связи. Решаются другие проблемы. Нелишне напомнить, что многие из них были созданы во время правления коммунистов, когда между двумя берегами Днестра то и дело гремели железнодорожные, таможенные, телефонные и другие войны, а переговорный процесс был загнан в тупик.

Наше правительство видит в Приднестровье в первую очередь людей, симпатии и доверие которых надо завоевать. Мы стремимся укреплять меры доверия, сделать правый берег привлекательным для жителей левобережья. Процесс этот идет непросто, но альтернативы мирному урегулированию приднестровской проблемы нет. Только такой подход дает конкретные результаты, и мы и дальше будем придерживаться этой линии, несмотря на критику оппозиции.

– Кстати, как Вы считаете, помогут ли вывести из тупика проблему Приднестровья новые инициативы по европейской безопасности, с которыми выступили по итогам встречи в Довиле президенты России, Франции и Германии?

Безусловно. Сотрудничество России со странами ЕС в строительстве европейской безопасности для нас может иметь только положительные результаты. Мы рады, что в последнее время все больше стран проявляет заинтересованность в урегулировании приднестровской проблемы. Мы считаем этот интерес вполне оправданным, ведь с расширением ЕС приднестровский регион находится на его границе и инициативы по европейской безопасности не могут обойти эту проблему.

– Отношения с Румынией. Вашему правительству удалось нормализовать их – на днях глава МИД этой страны Теодор Баконски назвал прошедший год самым плодотворным за все годы сотрудничества. Ваши оппоненты обвиняют Вас в неоправданных уступках Бухаресту. Они утверждают, что нынешняя власть проводит курс на объединение с Румынией?

Как и в случае с приднестровским урегулированием, любой наш успех в отношениях с Румынией, Украиной, Россией, США, ЕС и других стран, напоминает коммунистам о собственных неудачах. Когда мы пришли к власти, Молдавия находилась в изоляции, отношения с соседями были замороженными, а с Румынией – враждебными. За год нам удалось установить с Бухарестом добрососедские отношения, основанные на доверии и взаимной выгоде, а также на интересах граждан обоих государств. За этот период подписаны 15 двусторонних документов, решены проблемы, которые оставались нерешенными десятилетиями.

Что касается критики со стороны коммунистов, то во времена своего правления они создавали образ врага и агрессора не только в лице Румынии. Те же ярлыки Воронин и его соратники еще несколько лет назад вешали и на Россию. Нелишне напомнить, что разрушительные для экономики нашей страны запреты на экспорт в Россию вин и другой продукции были введены еще в 2006 году, когда республикой правили коммунисты.

– Договор о режиме госграницы, который Вы подписали в Бухаресте, вызвал много споров в Кишиневе. Как Вы считаете, он может служить прологом к заключению базового договора с Румынией?

Это очень важный документ для наших стран. Такого рода документы и Молдавия, и Румыния подписали и с другими соседями. С другой стороны, я понимаю споры, которые возникли вокруг этого документа. У нас в Кишиневе есть политические силы, которые до этого говорили, что мол Румыния не признает государственную границу Молдавии, и это ничто иное, как доказательство имперских амбиций Бухареста. Подписанный договор доказал необоснованность этих заявлений и конечно политические силы о которых я упомянул, начали искать другие предлоги, чтобы хоть чем-то оправдать себя в глазах своих избирателей. В контексте, хотелось бы напомнить, что подписанию любого двустороннего или международного документа предшествует большой объем работы. Только по его завершению и происходит само подписание. Это относится и к Базовому договору и к другим важным документам. Все происходит в свое время, нравится это кому-то или нет.

– Как могут повлиять на безопасность в Молдове планы размещения в Румынии американского противоракетного щита?

Я много раз отвечал на это вопрос и моя позиция не изменилась. Румыния суверенное государство и может принимать любые решения, которые сочтет нужными, в том числе и по размещению на своей территории противоракетного щита. Молдавия нейтральное государство. Этот принцип заложен в нашей Конституции. И с этой точки зрения подобные решения военного характера не касаются нашей страны.

– Уже через несколько дней в Молдове новые досрочные выборы, которые, как все надеются, положат конец затяжному политическому кризису. Но если верить предвыборным опросам, для формирования новой власти партиям придется создавать коалиции. Какой вы видите конфигурацию власти в Молдове после выборов?

Не хочу делать прогнозы. Для меня ясно одно – после выборов ответственные политики должны сесть за стол переговоров, чтобы принять решения во имя будущего страны. Главное – не допустить возврата Молдавии к прошлому и обеспечить ей нормальное развитие в будущем.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.