Политическую войну в Молдавии надо остановить

Политика

Интервью лидера Демократической партии Молдавии Мариана Лупу агентству ИТАР-ТАСС

– После состоявшейся на полях саммита СНГ в Кишиневе встречи с президентом Дмитрием Медведевым в молдавской и зарубежной прессе Вас начали называть “ставленником Кремля”. Эти голоса усилились после того, как Демпартия подписала соглашение о сотрудничестве с “Единой Россией”. Вас это не смущает?

– Не смущает. Важность отношений с Россией для Молдавии трудно переоценить. И это признают все молдавские политики, в том числе и те, которые выступают в роли дежурного критика Кремля. Несмотря на избранный путь в Европу, мы не можем портить отношения с Москвой, которые являются краеугольным камнем политической стабильности и развития нашей страны. С Россией нас связывает не только общее прошлое и настоящее, но и будущее.

Наша страна является членом СНГ, имеет с Россией договор о стратегическом партнерстве. У нас живут русскоязычные граждане, имеются интересы российского бизнеса, Россия является главным рынком сбыта наших товаров. Есть “замороженный” приднестровский конфликт и существуют определенные обязательства России в связи с ним. Молдавская Митрополия является канонической частью многонационального Московского патриархата. Русская культура, славянская составляющая – часть молдавской идентичности. Убери ее – и мы будем другими…

– Некоторые аналитики, комментируя нынешнюю избирательную кампанию, утверждают, что Россия проявляет пассивность и, судя по всему, потеряла интерес к Молдавии. Вы с ними согласны?

– Это не так. За прошедший год я не раз бывал в Москве, где встречался с политиками, представителями высшего руководства России. Они внимательно следят за событиями в Молдавии, искренне сопереживают нам. И надеются, что после парламентских выборов ситуация в нашей стране стабилизируется.

– Я почитал вашу биографию – сплошные плюсы: отличник, активист, служебную карьеру начинал в правительстве независимой Молдовы, учился в Швейцарии и США. Затем оказался в партии коммунистов. Кстати, ее лидер Воронин рассказывает, что сначала не хотел подписывать ваш партбилет…

– Кто-то из великих диссидентов заметил, что больше чем коммунистов он ненавидит тех, кто сделал антикоммунизм своей профессией. Во время правления коммунистов в Молдавии, как в советский период, так и недавнем прошлом, было сделано немало хорошего. Но были и ошибки. Я знаю это не понаслышке, так как подал заявление о вступлении в партию после пяти лет работы в правительстве технократов, которое сформировали коммунисты. Это был 2005 год, когда был провозглашен курс на реформу партии.

– Вы были сторонником этих реформ?

– Да. Может, поэтому Воронин и сомневался, когда подписывал мой билет. К сожалению, настоящие реформы в партии так и не начались.

– Что стало причиной Вашего выхода из компартии, в рядах которой вы стали второй по популярности фигурой в стране? Ваши бывшие соратники утверждают, что это были сугубо карьерные мотивы.

– Этот решение принималось непросто. В партии у меня были единомышленники – сторонники реформ. Некоторые из них тоже вышли из партии, кто-то остался. Думаю, и Воронин сейчас жалеет, что в прошлом году упустил шанс передать власть поколению молодых политиков, обеспечить стране стабильное развитие. Нежелание коммунистов сотрудничать со здоровыми силами в молдавском обществе, шапкозакидательские настроения внутри партии, как известно, стали причиной разразившегося в стране политического кризиса.

– Кто может сменить Воронина на посту главы партии?

– Воронин, безусловно, является крупным политиком, авторитет которого цементировал партию. Но времена меняются, и теперь многое зависит от того, как коммунисты выступят на предстоящих выборах. Успех укрепит позиции Воронина. В случае неудачи могут быть сюрпризы…

– Даже Ваши противники признают, что Лупу – один из наиболее взвешенных молдавских политиков. С другой стороны, Вас критикуют за нерешительность. Например, многие считают, что после откровенно антироссийских выпадов временного президента Михая Гимпу Демпартия должна была выйти из правящей коалиции.

– Наша партия подвергла все антироссийские инициативы Гимпу резкой критике и отмежевалась от них. Но выход из коалиции означал отставку правительства, в котором представители Демпартии возглавляли экономический блок и много сделали, чтобы в разгар мирового кризиса страна не скатилась в хаос.

В конце концов, нам удалось удержать ситуацию: обвала экономики, как это предсказывала оппозиция, не произошло. С другой стороны, представитель нашей партии в правительстве, вице-премьер Валерий Лазэр в ходе непростых переговоров в Москве сумел снять многие проблемы, возникшие в отношениях с Россией после безответственных действий Гимпу.

– Каким вы видите решение болезненной для Молдавии приднестровской проблемы?

– Решить эту проблему непросто. Но есть твердый принцип, которым мы руководствуемся: категорический отказ от силовых решений, переговоры, которым нет альтернативы. Правильность такого подхода продемонстрировал и опыт прошлых лет, когда предпринятые Ворониным попытки решить эту проблему кавалерийским наскоком неизменно проваливались.

Думаю, отталкиваться здесь надо от того, что люди и на левом, и на правом берегах Днестра устали жить в бедной и разъединенной стране. Их объединяет общее желание жить в мире, иметь работу, растить детей. Если упор будет сделан на укрепление доверия, реализацию взаимовыгодных проектов, дело сдвинется с мертвой точки.

Сейчас важно возобновить переговоры в рамках формата “5 + 2″ (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия Украина и наблюдатели от США и ЕС). Те заявления, которые были сделаны на встречах президентов Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, а также Медведева, Ангелы Меркель и Николя Саркози, дают надежду на то, что приднестровский вопрос можно решить. Конечно, при условии, что политики в Кишиневе и Тирасполе проявят мудрость и политическую волю.

– Отношения с Румынией. Альянсу удалось нормализовать их, но вокруг подписанных в последнее время соглашений с Бухарестом много споров, даже внутри коалиции. Не говоря об оппозиции, которая обвиняет власти в курсе на объединение с Румынией.

– Вокруг отношений с Румынией накручено много спекулятивного. Надо избавляться от образа врага, который культивируется некоторыми политиками и СМИ. Гарантией сохранения государственности Молдавии является ее успешная модернизация. Это защитит страну гораздо лучше, чем колючая проволока вдоль Прута. Мы выступаем за заключение с Румынией адаптированных к современным реалиям Базового Договора и Договора о границе. Подписание этих документов снимет огромный груз подозрений с плеч многих в нашей стране.

– Вы считаете себя молдаванином. Это дань политической конъюнктуре или убеждения? Кстати, как вы можете прокомментировать заявления руководителей Румынии, что понятие “молдовенизм” является “искусственной этнической и геополитической конструкцией”.

– Да, я считаю себя молдаванином. Насчет заявлений из Бухареста, которые вы приводите, – они оскорбительны для большинства населения нашей страны. И отравляют румыно-молдавские отношения, в которых хотелось бы иметь больше прагматизма и поменьше эмоций.

К сожалению, мы умудрились политизировать вопросы идентичности, языка, истории, что привело к расколу общества, когда одни граждане считают себя молдаванами, другие – румынами. Демократическая партия неоднократно заявляла, что в условиях, когда перед страной стоят сложные комплексные вопросы модернизации, необходимо оставить ученым разъединяющие нас “проклятые вопросы молдаван”. Придет время, они все расставят по местам.

– Вы имеете в виду учрежденную Гимпу комиссию “по осуждению коммунизма”?

– И не только это. И поспешное решение об установлении памятника жертвам происшедших 7 апреля беспорядков, до окончания их расследования парламентской комиссией и правоохранительными органами. И “указ о советской оккупации”, и награждение орденами участников приднестровского конфликта, и письмо в НАТО с просьбой помочь в выводе российских войск из Приднестровья, и многие другие действия, предпринятые им для консолидации электората либеральной партии, которую он возглавляет. К сожалению, поджаривая свою партийную яичницу, Гимпу чуть не подпалил страну. Вбрасывание подобных инициатив, как правило, создает дополнительные трудности для решения проблем безработицы, нищеты, коррупции, продажного правосудия, разваливающейся экономики и других насущных для Молдавии вопросов.

– За год пребывания у власти правящей коалиции, в которую входит Демпартия, удалось реализовать обещанные перемены? Аналитики говорят об очевидном расколе коалиции. Как это отразится на дальнейших политических судьбах партий, в нее входящих?

– Главное – нам удалось вернуть доверие к нашей стране внешних партнеров. В разгар мирового спада международное сообщество мобилизовало ресурсы для оказания помощи Молдавии, предоставив значительную финансовую поддержку. Во многом это произошло благодаря тому, что в стране произошли перемены. Я далек от мысли, что нам все удалось. Работать в коалиции не просто, и у нас не всегда получалось договариваться. Но другого пути нет.

– Возможен ли после выборов альянс Демпартии с коммунистами?

– Сегодня Молдавия сталкивается с многочисленными проблемами, для решения которых необходимо остановить политическую войну. Ведущие политические партии должны прийти к согласию в вопросе развития приоритетных направлений страны. Судя по многочисленным опросам, расклад сил в будущем парламенте не сильно изменится и правительство, скорее всего, вновь будет коалиционным. Поэтому ответственным политикам после выборов придется сесть за стол переговоров – от этого никуда не деться. Демократическая партия открыта для сотрудничества со всеми партиями, в том числе и с партией коммунистов. Главное, чтобы это сотрудничество пошло на пользу стране.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.