Через десять лет состояние крымских курортов должно стать на порядок лучше сегодняшнего, что позволит им конкурировать с мировыми курортными центрами. Во всяком случае, именно такую цель преследует новая стратегия развития отрасли, которую на днях презентовали в Совете министров автономии.
Новая концепция принципиально отличается от двух предыдущих не только тем, что будет финансово поддержана Киевом. Над её разработкой трудились учёные Крыма, Украины и России. Они тщательно проанализировали нынешнее состояние курортной сферы автономии, чего никто не делал более пятнадцати лет, и наметили пути её дальнейшего развития.
Результаты мониторинга не стали неожиданностью: слабых сторон у курортного Крыма оказалось больше, чем сильных. Одна из главных проблем – недостаточное использование ресурсного потенциала: например, всего на три процента используется банный и лечебный ресурс полуострова, хотя химический состав целебных грязей западного побережья гораздо лучше зарекомендовавших себя на мировом рынке продуктов Мёртвого моря. Пляжный отдых также используется далеко не в полной мере.
В приморских регионах задействовано не более двух-трёх километров прибрежной полосы при возможных десяти и более. Расширить границы учёные предлагают посредством пляжных паспортов, введение которых поможет оценить весь потенциал пляжного направления. Однако сделать это будет непросто, ведь в некоторых курортных городах Крыма отсутствуют генеральные планы их развития.
По минимуму сегодня используются и культурно-исторические ресурсы Крыма. Хотя полуостров остаётся лидером на Украине по количеству памятников и объектов культуры (их здесь почти тринадцать тысяч), как уже не раз отмечали археологи, они находятся в плачевном состоянии. Да и добраться до многих из них весьма проблематично – отсутствуют подъездные пути. Те, кто занимается курортным бизнесом на историко-культурных объектах, делают это лишь в сезон и, как правило, нелегально.
Развить культурно-исторический аспект, по мнению разработчиков стратегии, можно, подготовив детальные туристические и курортологические ресурсные паспорта и составив оценочные карты объектов. Эти материалы и документы по пляжному ресурсу планируют объединить в сводные информационные бланки, которые будут размещены в открытом доступе для проектных исследовательских институтов, органов местного самоуправления, туроператоров и других участников курортного рынка.
Единственной позитивной тенденцией крымской курортной отрасли, которую выявил мониторинг, является увеличение количества отелей и улучшение комфортности баз размещения. Впрочем, уровень их сервиса не удовлетворяет потребностей даже так называемого среднего класса, который остаётся основным потребителем крымского продукта, а к приёму vip-гостей Крым вообще не готов. Предложить услуги людям с достатком ниже среднего может частный сектор полуострова: по приблизительным подсчётам, количество соответствующих объектов размещения составляет около десяти тысяч. Но при этом лишь двести двадцать из них зарегистрированы как мини-гостиницы и мини-пансионаты. Поэтому ещё одна задача новой стратегии – легализация теневого бизнеса, ведь нелегальный сегмент рынка не даёт стабильных налоговых поступлений в бюджет и ставит под сомнение честную и добросовестную конкуренцию в курортной сфере автономии.
– При анализе реестра судебных решений мы обнаружили всего пятьдесят дел, которые касаются туристов. Это говорит о том, что государство регулирует отношения клиента и поставщика услуги весьма размыто, поэтому то, что сегодня происходит в отрасли, по сути бесконтрольно, – говорит доцент кафедры государственного управления Крымского юридического института Одесского государственного университета внутренних дел Владислав Костылёв. – По большому счёту, сложилась ситуация, когда интересы в отрасли диктуют бизнес и «отдельные» чиновники на местах. Чтобы это изменить, необходимо принять отдельный закон о ведении туристической деятельности на территории Украины, который пресечёт функционирование незаконных мини-отелей и привлечёт нарушителей к уголовной, а не административной ответственности.
Как показал анализ, относительную стабильность отрасли обеспечивает санаторно-курортный сегмент рынка, который насчитывает более пятисот объектов размещения с потенциалом обслуживания до ста двадцати тысяч человек. Но и здесь заметны негативные тенденции: из-за устаревшей технической базы ежегодно каждое восьмое предприятие не работает. Кроме того, конкурентом оздоровительного отдыха стал отдых развлекательный. В итоге на санаторно-курортный комплекс приходится не более сорока пяти процентов общего туристического потока, и этот показатель ежегодно снижается. В то же время занять свою нишу в освоении новых видов специализированного туризма, например, спортивного или делового, полуострову не удалось.
– Более восьмидесяти процентов туристов едут к нам на отдых, всего тринадцать процентов – на лечение, и это настораживает, – говорит первый заместитель министра курортов и туризма Крыма Марина Слесарева. – Курортников в возрасте от двадцати шести лет до сорока одного года, то есть тех, кто сегодня сам зарабатывает деньги и платит за туристический продукт, всего одиннадцать процентов от посетивших Крым. А значит, они предпочитают другие курорты. Надеюсь, что новая стратегия решит эту и другие проблемы отрасли.
В ближайших планах профильного крымского министерства – развитие конгрессного туризма: в Крыму насчитывается семьдесят гостиниц с конференц-залами, вмещающими в общей сложности более двадцати тысяч человек. Это сможет улучшить и показатели занятости в рекреационной отрасли автономии в целом: сегодня здесь трудится пятьдесят тысяч человек – это восемь процентов от трудоспособного населения Крыма и в два с половиной раза меньше, чем в 1985 году, на который пришёлся расцвет крымского курорта. Положение планируют исправить и за счёт привлечения большего количества курортников в ныне маловостребованные регионы полуострова: Керчь, Бахчисарайский, Черноморский, Ленинский районы, Тарханкутский полуостров.
– С помощью инвесторов нужно создать тематические, аттракционные парки в этих районах и городах, возродить на новом качественном уровне активный туризм в горно-лесной зоне, используя зарубежный опыт, – говорит заведующая кафедрой геологического факультета ТНУ Ирина Яковенко. – Пока говорить о конкретных шагах мы не можем, потому что концепция будет корректироваться до конца года с учётом предложений крымских регионов. После мы распишем её на ближайшие десять лет.
Если стратегия оправдает ожидания, туристическая отрасль Крыма даст шестьдесят процентов поступлений в сводный бюджет автономии против нынешних шести процентов. В основном эти доходы приносят Большая Ялта, Большая Алушта, Саки и Евпатория, имеющие наиболее стабильный поток туристов среди прибрежных регионов Крыма.
Отношение к стратегии участников туристического рынка автономии неоднозначно. По их мнению, отрасль Крыма действительно давно нуждается в реформировании, однако разработки учёных и их поддержка со стороны Киева хотя и открывают хорошие перспективы, но недостаточны для обеспечения нужного результата. Во-первых, потому что важна реальная, а не декларируемая согласованность стратегии курортной отрасли с общей стратегией развития АРК до 2017 года и программой экономических реформ Украины на 2010-2014 годы. Ведь в противном случае основные госресурсы, в том числе и финансовые, будут отвлечены на попутные задачи, а не сконцентрированы на приоритетных целях, которые можно правильно распределить лишь при тесном сотрудничестве бизнеса и власти.
– Есть положительные примеры результативного взаимодействия двух сторон. К примеру, в Германии, где довелось побывать на стажировке по теме «Региональное экономическое стимулирование путём развития стабильной сферы туризма», – считает руководитель бизнес-ассоциации регионального содействия «БАРС» Марина Береснева. – Наши эксперты увидели европейские стандарты реального, а не формального диалога власти, бизнес-структур и общественных организаций. То же и в Польше, где благодаря хорошо налаженному государственно-частному партнёрству, своеобразному кластеру, создан новый туристический продукт «Янтарный путь», обеспечивающий как яркий имидж этой страны, так и стабильный приток туристов.
По мнению специалистов ассоциации, государственно-частное партнёрство актуально и для Крыма, так как падение уровня жизни и финансовый кризис затрудняют выполнение государством общественно значимых функций, а бизнес не может консолидировать свои усилия самостоятельно для осуществления глобальных проектов, в том числе по созданию и продвижению туристического бренда Крыма.
Решить этот вопрос, уверены участники туристического рынка Крыма, можно благодаря созданию специальной структуры, на которую будет возложена функция оперативной и скоординированной деятельности по формированию туристического имиджа нашего полуострова. Иными словами, в дополнение к разработанной стратегии необходимо функционирование конкретного органа, который будет эту стратегию поступательно внедрять. Более того, проект создания координационного совета по формированию туристического бренда Крыма уже был презентован создателями ассоциации в Министерстве курортов и туризма Крыма в начале лета, но он оказался невостребованным.
– Эту форму сотрудничества мы выбрали из-за региональных, отраслевых особенностей, менталитета, конъюнктуры крымского региона, – говорит Береснева. – Она обеспечивает не только создание туристического бренда, но и оказывает мультипликативный экономический эффект, укрепляя социальную стабильность, которая так важна для будущей инвестиционной привлекательности автономии. Проще говоря, никакие программы и стратегии не смогут быть эффективными, если не будут иметь чёткого алгоритма их внедрения.