Экзаменационный переполох

ТБИЛИСИ, 18 ноя – Новости-Грузия.  Cтаршеклассники тбилисских школ проводят акции протеста, требуя отмены выпускных экзаменов. Митинги школьников президент Саакашвили назвал попыткой «революции двоечников», а оппозиция исполнила очередной ритуал заклания для “кровавого режима, проводящего политику образовательного геноцида”.

“Табула”:

Выступления против экзаменов, так же,  как и оценки политиков по этому вопросу – не феномен. С конца 80-х годов ученики и студенты требовали то (льготного) зачисления в высшие учебные заведения, то аннулирования семестровых экзаменов, обращаясь к различным экстравагантным формам протеста.

В отличие от прошлых лет, на этот раз антиэкзаменационные акции учеников сопровождало важное новшество: директора школ не пустили себе пулю в лоб, а срочно послали заявления в министерство образования о «добровольной» отставке.

А в школах, руководители которых отказались оставить должности, начала проверку генеральная инспекция министерства образования. Очевидно, эта проверка не имеет никакой связи с политической активностью учеников. Она должна всего лишь проверить знание “Наставника” Акакия Церетели на идейном политическом уровне,  среди лиц,  ответственных за учеников-двоечников.

По заявлению министра образования Дмитрия Шашкина, его ведомство не вмешивалось в дело увольнения нескольких директоров общественных школ Тбилиси – они сами обратились в попечительские советы с просьбой об увольнении.

У самих директоров имеется отличная версия. Например, руководитель 149-й школы Майя Гиоргадзе заявила, что ее, вместе с другими директорами,  вызвали в генеральную инспекцию министерства образования и потребовали подписать заявление об увольнении. После отказа генеральная инспекция начала проверку в школе. Гиоргадзе почувствовала себя плохо и ее перевели в больницу.

Генеральная инспекция вошла с проверкой и в 148-ю школу, директором которой является супруг Гиоргадзе. По утверждению Валериана Гиоргадзе, проверка началась по приказу министра, а представитель инспекции грозил отстранением его от должности – в случае если супруга по собственной воле не подпишет заявление об уходе.

О давлении также заявляют и ученики школ. По их утверждению, директора школ запирали двери, чтобы учащиеся не могли выйти из здания, а за прогулы обязывали писать объяснительные. Именно поэтому на акции, состоявшейся в конце прошлой недели, ее участники были уже в масках.

Категорически отрицает давление на директоров и учеников министерство образования. То, что за поступки детей не должны нести ответственность родители, правда, только словесно, но признавал сам Иосиф Сталин. Ясно, что согласно законодательству 21-го века, государство не имеет права за протест наказывать учеников, тем более – директоров.

Наоборот, 14-я и 15-я статьи закона “Об общем образовании” дают ученикам право свободы выражения и проведения собраний. Администрациям школ запрещено вмешиваться в любой форме, кроме случаев, когда существует угроза срыва  учебного процесса.

Участие в акциях несовершеннолетних не ограничивает и закон “О собраниях и манифестациях”, кроме условия, указанного в 5-й статье, согласно которой организатор акции должен быть совершеннолетним.

По 7-й статье закона “О собраниях и манифестациях” не обязательно давать предупреждения отдельным гражданам, которые желают выразить собственное мнение публично. Во время такой акции участники не имеют права использовать для манифестаций и демонстраций входы и лестничные ступени зданий, блокировать дороги или препятствовать движению транспорта и людей.

На фоне эмоций, связанных с акциями учеников в масках и правовых вопросов, как-то затерялась суть вопроса – аргументы “за” и “против” выпускных экзаменов.

Министерство образования считает, что ученики имеют достаточно времени на подготовку. Решение о введении выпускных экзаменов в школах по восьми основным дисциплинам было принято в марте.

Министерство утверждает, что новые тесты – достаточно легкие. В то же время, результаты майской пилотной аттестационной программы, которые опубликованы на сайте Национального экзаменационного центра, дают противоположную картину – по  некоторым предметам у большинства учеников низкие оценки.

Необходимость проведения аттестационных экзаменов министерство объясняет низким уровнем академической успеваемости. По его утверждению, ученики готовятся  только по тем  предметам, которые им необходимы при сдаче Единых национальных экзаменов (на поступление в ВУЗ). Правительство считает, что введение выпускных экзаменов в школах  повысит общий уровень обучения.

Ожидания, связанные с повышением качества образования через введение экзамены и тесты, возможно, окажутся чрезмерно оптимистичными.

Эксперты, те, кто против экзаменов, указывают на  закономерность – наблюдение влияет на объект наблюдения… Наряду с ростом значимости экзаменов в учебном процессе, для ученика становится главным не получение общих знаний и развитие навыков, а  хорошая сдача экзаменов или тестов.

Использование тестов, как главного критерия академической успеваемости, не сможет обеспечить качество образования. Причина проста: посредством теста можно проверить только очень малую часть требований национального учебного плана.

Соответственно, вместо определения  и развития коммуникационных, социальных, аналитических и творческих навыков, необходимых для успеха человека, акцент в процессе образования переходит на зубрежку правильных ответов и развитие техники угадывания.

Увеличение роли стандартизированных экзаменов особенно наносит ущерб так называемым авторским и частным школам, и убивает в них стимул к инновации.

Одни из главных аргументов в пользу выпускных экзаменов: они должны вернуть ценность среднего образования. Главной целью обучения в школе не может быть только подготовка  к поступлению в высшее учебное заведение. Однако, трудно сказать, насколько эта реформа может изменить мотивацию учеников.

Вступительные экзамены – это относительная проверка знаний и навыков абитуриента, а не абсолютная. Итоги Единых национальных экзаменах – это не просто показатель уровня подготовки конкретного абитуриента, а демонстрация, насколько подготовлено поколение.

Исходя из этого, молодым людям приходится готовиться к неизвестному по уровню сложности соревнованию. В таком соревновании абитуриент никогда на знает заранее, какого минимального уровня он обязан достичь, так как всегда есть вероятность, что конкуренты окажутся более подготовленными. Соответственно,  абитуриент вынужден готовиться для получения максимальных очков.

Именно поэтому большинство абитуриентов никогда не удовлетворены объемом знаний, который может предложить даже самая хорошая школа. Пренебрежение к школьному образования и специальная подготовка к экзаменам – абсолютно рациональная стратегия для молодежи, желающей получить высшее образование.

Противники аттестационных экзаменов указывают и на другие отрицательные последствия. Например, часты случаи, когда,  делая ставку на подготовку с частными учителями, ученики преждевременно покидают школу…

Уже давно во всем мире идут дебаты между специалистами на тему экзаменов. Маловероятно, что в ближайшем будущем сторонники системы образования Грузии или их оппоненты смогут поставить окончательную точку в этой дискуссии.

Очевидно, ни одна система не является совершенной и даже самый противоположный подход имеет свои плюсы. Путем экспериментов и ошибок все стремятся к лучшей модели, но зачастую это лучшее и оказывается «врагом хорошего».

რამდენიმე მოსაზრება საგამოცდო აურზაურის შესახებ, ტაბულა

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Экзаменационный переполох

Cтаршеклассники тбилисских школ проводят акции протеста, требуя отмены выпускных экзаменов. Митинги школьников президент Саакашвили назвал попыткой «революции двоечников», а оппозиция исполнила очередной ритуал заклания для “кровавого режима, проводящего политику образовательного геноцида”…

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.