Мало кто верил, что Россия сумеет вернуть себе достойное место на
мировом рынке оружия. Однако на сегодняшний день ситуация уже такова,
что наша страна не просто вернулась в те регионы мира, где доминировал
СССР, но и завоевала новые, потеснив кое-где даже США. По общему
объему оружейного экспорта мы вышли на второе место в мире, уступая
лишь Соединенным Штатам. Экспорт американского оружия снизился с 16
миллиардов долларов в прошлом году до 10 миллиардов в текущем. Россия
в 1995 году продала оружия и военной техники на 3 миллиарда долларов,
а в текущем – уже на 3,5 миллиарда. Портфель заказов сегодня заполнен
на 7 миллиардов, и если удастся реализовать ряд интересных
предложений, то вполне возможно, что до конца года общий объем заказов
достигнет 9 миллиардов долларов.
Отметим также: кроме чисто экономической выгоды, нельзя
игнорировать и моральный фактор. России стали верить как надежному
партнеру, как стране, обладающей самой передовой технологией.
Успешное вхождение новой России в старый рынок оружия позволило
удержатся на плаву флагманам отечественной оборонки, выделить
элитные направления ВПК.
Российский прорыв 1995 года на рынки вооружений можно без прикрас
назвать феноменальным, поскольку он достигнут на фоне перманентного
падения промышленного производства в России и существенного сокращения
мирового экспорта оружия.
Этот прорыв – детище принципиально новой Системы
Военнотехнического сотрудничества с зарубежными странами (ВТС),
созданной за последние три года. ВТС – это комплекс экономических,
политических, военно-технических мер, направленных на обеспечение
интересов России в области торговли оружием с учетом ее национальной
безопасности.
Причем торговля оружием означает не только продвижение на внешние
рынки какой-то материальной части, скажем, самолетов МИГ-29, Су-27,
подводных лодок 877-го проекта, но и обучение специалистов, и создание
инфраструктуры эксплуатации тех же самолетов или подводных лодок,
сервисное обслуживание техники.
Напомню, что торговля вооружениями – довольно обширное поле
деятельности Советского Союза. Отличие системы ВТС России от прежней в
том, что более 90 процентов поставок вооружений СССР были
безвозмездными.
СССР вышел в зарубежных поставках своих вооружений лишь на те
рынки, которые никто до него не осваивал и на которые никто не
претендовал. Например, никто нас не вытеснял из Африки, просто туда
никто после СССР и не пришел. На этом континенте не было и нет пока
стран, способных платить за вооружение. А наши конкуренты никому
ничего дарить не намерены.
В 1992 году группа специалистов убедилась, что никакой серьезной
конверсионной программы у страны и ее ВПК не существует. Были
необходимы новые источники ресурсов. Одним из них, как мы посчитали,
мог стать экспорт вооружений.
Россия получила основную часть ВПК бывшего Союза: 70-75
процентов. При этом именно в РФ оказался сосредоточен весь интеллект
ВПК, то есть НИИ, КБ, исследовательские центры. За ближними рубежами
России они оказались лишь редким исключением.
К этому моменту сформировалась команда людей, занимавшихся
вопросами экспорта вооружений на новой основе. Это сравнительно
молодые по тогдашним меркам специалисты, занимавшиеся проблемой уже по
10-15 лет. Правда, многие хозяйственники, годившиеся нам в деды, не
считали эти поиски чем-то серьезным. Например, на предложение
сохранить прежде всего интеллектуальный потенциал российского ВПК нам
говорили: Помилуйте, какой там интеллект? Ведь ВПК – это просто
монстр.
Пришлось долго доказывать, что Россия при всем ее богатстве
ресурсами (ТЭК, лес, металл), при трудолюбивом, грамотном и терпеливом
народе (наверное, этот резерв следовало бы назвать первым) не способна
стать супердержавой, если она откажется от создания новейших
вооружений. За примерами ходить не надо. Возьмем США, Францию, Японию,
ФРГ, набирающие силу страны ЮВА. Все они добились успеха, встав на
путь ускоренного развития наукоемкой промышленности.
Мы твердо стоим на своих позициях: надо развивать
интеллектуальную составляющую экономики страны. А этот потенциал был,
как известно, сосредоточен в знаменитой девятке – девяти союзных
министерствах ВПК. Именно здесь концентрировались так называемые
высокие технологии. Надо было найти средства, чтобы их сохранить,
превратить огромные объемы производства советского оружия в
достаточные для обеспечения своих национальных интересов и реально
осуществить разумную конверсию. В этих условиях и родилась концепция
ВТС. Многие поначалу отнеслись к ней скептически, считая концепцию
простым теоретизированием. Однако создатели ВТС не отступили,
предложив пути конкретного решения триединой задачи.
Первое. Изучение мирового рынка оружия. (Тут нас снова упрекнули:
Что вы за слово вытащили – маркетинг? СССР поставлял оружие за
границу на 21 млрд. долларов в год. Тут и изучать нечего. Пусть Россия
поставит на 15 млрд. долларов). Однако после долгих споров создалась
уникальна ситуация: ВПК начал работать на потребителя, кстати, и
сейчас из всего российского машиностроения лишь ВПК продвигает свою
продукцию на внешний рынок.
Второе. Необходимо было создание жесткой, контролируемой,
дисциплинированной трехзвенной исполнительской вертикали.
Третье. Система должна была функционировать, опираясь на прочную
законодательную базу.
Мы полагали, что, решив эти задачи, сможем ответить на вопросы,
что является элитой ВПК России и каким образом можно реализовать
структурные преобразования в сфере ВПК. Мы понимали, что весь объем
этого комплекса Россия пока потянуть не в состоянии. Следовательно,
то, что есть лучшего в мире в области вооружений, на что есть спрос,
что необходимо для вооруженных Сил России, – это и есть элитная часть
ВПК. На этих сферах и решено было сконцентрировать средства от
экспорта, одновременно приступив к реструктуризации ВПК в целом.
При этом создателям концепции ВТС очень хотелось возродить
традицию, когда российским купцам в мире верили на слово. В сфере
военно-технического сотрудничества уровень доверия – это прежде всего
доверие первых лиц государств, которые приобретают наше оружие.
Не секрет, что страна, покупающая у России большие объемы оружия,
должна быть уверена, что РФ будет вести себя предсказуемо, что она не
вторгнется в зону интересов партнера, будет в хорошем смысле
сотрудничать в данном регионе по линии ООН. Покупатель должен знать,
что у приобретенного оружия – хорошие перспективы.
Мы начали укреплять контакты с потенциальными покупателями на
уровне первых лиц этих стран. Кстати, у меня сложились доверительные
отношения с 12-14 руководителями разных стран, не говоря уже о
множестве деловых контактов… Любопытно, что пресловутая советская
бюрократия имеет массу аналогов за рубежом. У наших конкурентов на
рынке оружия во всяком случае бюрократов не меньше…
Созданная на основе концепции система была утверждена решением
Президента. Глава государства является основным лицом, принимающим
конкретное решение в сфере военнотехнического сотрудничества.
Следующее звено системы – это правительство. Очень важно было
достичь согласия между ведомствами, потому что участниками ВТС
являются и Минобороны, и службы обеспечения безопасности России, и
МИД, и Министерство оборонной промышленности, и ряд других ведомств.
Чтобы в данной сфере страна осуществляла единую политику в
соответствии с концепцией ВТС, была сформирована госкомпания
Росвооружение. Принято принципиальное решение, что кроме нее этим
бизнесом могут заниматься только предприятия или организации –
спецэкспортеры.
Не имею в виду посредников, которые и сейчас стремятся проникнуть
в данную сферу, – все эти торговые дома, банки, инвестиционные и
консалтинговые компании. Торговать оружием, по моему глубокому
убеждению, должны лишь госкомпания и предприятия, которые
разрабатывают и создают оружие. Никакие посредники в этом бизнесе не
нужны.
Конечно, как и во всяком новом деле не всюду еще у нас лад.
Многому предстоит научиться. Кое-какие решения нуждаются в
корректировке. Меня тревожит проблема новоиспеченных спецэкспортеров.
Это около десятка предприятий, которые вот уже год используют
свое право работать самостоятельно на внешнем рынке. Однако их
деятельность не принесла пока казне ни единого доллара. Оказалось, что
их выходу на внешний рынок во многом способствовало лоббированиЎ
определенного клана людей, которые сейчас не занимают никаких
ответственных постов. Они проталкивали своих клиентов на внешний
рынок, не желая видеть, что работа на этом рынке для неподготовленных
крайне сложна.
Иногда читаю в прессе: Надо открыть ворота, дать 50-70
предприятиям право самостоятельно действовать на внешнем рынке
вооружений. Напомню, в 1992 году на внешнем рынке самостоятельно
действовали 12 российских предприятий. Они заработали за это время 0,1
процента стоимости всех поставок. При этом рынок заколебался, встала
проблема контроля за деятельностью спецэкспортеров.
Лучше иметь от России на мировом рынке оружия ограниченное
количество государственных контрагентов в виде крупных финансово-
промышленных групп, нежели многочисленную палитру производителей
оружия, ведущих несогласованную политику на любительском уровне.
Но дело не только в такой деятельности. На мировом рынке
вооружений, где россиян никто не ждал, включился жесткий механизм
противодействия.
Но не менее жесткий прессинг ощущает ВТС дома, как говорится, в
родных стенах.
Например, определенная часть СМИ своими публикациями сознательно
препятствует успеху РФ на мировом рынке вооружений. Появление такого
рода разоблачительных материалов – результат деятельности примерно
десятка фирм, которые прежде безуспешно пытались проникнуть на внешний
рынок оружия, но никакого отношения к разработке и производству
вооружений не имели. Когда им это не удалось, они решили нанести
максимальный урон действующей системе ВТС, созданной Президентом.
Публикации разоблачительного характера повторяются с завидной
периодичностью. Их пики жестко коррелируются с очередным успехом ВТС.
Чем больше успех, тем больше вал разоблачений. Они однотипны: речь
идет о мифических комиссионных и тайных счетах западных банков, якобы
причастных к торговле российскими вооружениями. Первый вал подобных
выступлений СМИ пронесся примерно год назад. Все материалы по данным
публикациям мы передали в Генпрокуратуру и службы обеспечения
безопасности России. Там давно завершилась их проверка. Однако,
несмотря на кризис жанра, неудачники вновь и вновь обращаются к нему.
Почему мы постарались отлучить часть финансовых институтов от
сферы ВТС? Многие из них стремились лишь к прокрутке денег предприятий
ВПК вместо того, чтобы способствовать развитию производства,
обеспечивать льготное кредитование, своевременную выплату заработной
платы. Если же банк берет на себя обязательство открыть кредитную
линию, обеспечить производство оружия, кредитование сделок, то он
способен обслуживать контракты по линии ВТС. Те же структуры, которые
продолжают добиваться своего негодными средствами, постоянно пытаются
через некоторые СМИ опорочить, поколебать, разрушить саму структуру
ВТС.
Мы знаем, из каких источников исходит информация такого сорта,
кто ее заказывает и готовит. Разумеется, эти сведения получены не без
помощи их спецслужб. Ни одна зарубежная система, подобная ВТС, не
функционирует без участия этих служб.
Как гласит восточная мудрость: собака лает, а караван идет.
Несмотря на внешний и внутренний натиск новая система набирает силу.
Создан законодательный блок, на который в своей деятельности и
опирается система ВТС. Имею в виду закон о военно-техническом
сотрудничестве, прошедший слушания в Думе, серию указов Президента,
систему постановлений правительства (их более десятка).
Как мы планировали, удалось вычленить элитную часть ВПК, которая
главным образом и работает сейчас на внешнем рынке. Это четыре
направления: ВВС, ВМФ, Сухопутные войска и ПВО. Возьмем, к примеру,
создание новой техники для ВВС. Решением Президента РФ создан Военно-
промышленный комплекс Московское авиационное производственное
объединение (МАПО), включающее 12 организаций и предприятий по
разработке и производству самолетов МИГ и новейших типов вертолетов.
Это структура, отвечающая, на наш взгляд, мировым стандартам. В
ее рамках четко действуют разработчики и производители новой техники.
Они опираются на банк, который финансирует весь процесс. Такому
комплексу, равно как и концерну Сухого, другим, подобным им
структурам, сам Бог велел стать спецэкспортерами на внешнем рынке.
Можно привести и другие примеры. Сейчас в концерне Антей
создается система ПВО. Она уже известна одним из своих элементов –
знаменитой трехсоткой. В этом же ряду разработчик и производитель
реактивных систем залпового огня Град, Смерч, Ураган – концерн
Сплав.
Или взять финансово-промышленную группу Морская техника. Это
всемирно известные разработчики и производители подводных лодок. Их
товар тоже не залеживается на мировом рынке. Таким образом, происходит
становление российского ВПК.
Считаю, что в будущем 1997 году при условии действия системы ВТС
военно-промышленный комплекс страны пройдет так называемую точку
возврата. Этот авиационный термин означает, что миновав такую точку,
машина нацелена только на аэродром предназначения и назад ей хода нет.
Топлива не хватит.
Мы уверены в успехе, поскольку ВТС опирается на достаточно
серьезный расчет. Он заключается в том, что ВПК России будет приведен
в принципиально новое состояние с новыми рыночными механизмами и очень
мощными концернами. Полагаю, следующий шаг – это присоединение к таким
процветающим концернам ряда предприятий ВПК стран Содружества. Уже
сейчас есть серьезные наработки в этом плане и по Белоруссии, и по
Украине, и по Казахстану. Многие предприятия этих стран высказали
заинтересованность в объединении с соответствующими российскими
структурами.
Такая же тенденция характерна для ряда военнопромышленных
предприятий стран Восточной Европы. Все большую заинтересованность в
кооперационном процессе проявляют военно-промышленные производства
стран Западной Европы, например ФРГ и Франции. Уже есть ряд совместных
научноисследовательских и конструкторских разработок с
Великобританией.
Таким образом, налицо пример формирования мощных
транснациональных компаний. Россия сейчас находится в состоянии
достаточно жесткого бюджетного дефицита, у нее немало острых
экономических проблем. Но и в этих условиях жесточайшей внутренней и
внешней конкуренции она спасает и строит на иной основе свой
интеллектуальный потенциал, выводит его на совершенно новый очень
высокий уровень.
Наши главные конкуренты такого поворота дела не ожидали. По их
расчетам мы должны были в новых экономических условиях, на старте
экономических реформ поставлять им сырье, брать на себя экологически
грязные производства, используя свою дешевую рабочую силу.
ВТС – это тот локомотив, который помог лучшей части
промышленности страны стремительно ворваться на мировой рынок.
Остановить этот процесс очень трудно, хотя наши явные и тайные
конкуренты бьют со всех сторон.
У новой России появился свой почерк работы на внешнем рынке,
отличный от прежнего. Мы совершенно по-иному общаемся с партнерами.
Хотел бы отметить такие качества, как наша российская открытость,
порядочность, вырабатываемая обязательность выполнения всего, взятого
на себя. По-моему, это меняет к лучшему отношение к нам зарубежных
партнеров.
Проанализируем малазийский контракт на поставки этой стране
самолетов МИГ-29. Нашими конкурентами во множество СМИ была сброшена
информация на одну тему: этого контракта Россия не выполнит.
Но мы его выполнили день в день. В назначенный срок последний
российский самолет приземлился на территории Малайзии. В указанный
контрактом день малазийские летчики подняли МИГи в воздух, чтобы
участвовать в маневрах ВВС, где российским машинам противостояли
машины наших конкурентов. Но как только МИГи набрали высоту,
конкуренты сняли свои самолеты с полетов. Если уж мы заговорили о
МИГах, то хотел бы напомнить, что в новом варианте этот самолет уже
сейчас способен выполнить задачи, которые его европейский аналог –
Еврофайтер – кстати, гораздо более дорогой, чем МИГ, способен будет
выполнять лишь в 2002 году.
А если говорить о нашем почерке на внешнем рынке, то мы
обязательны, корректны и при этом не диктуем партнерам своих
политических условий. Мы обеспечиваем собственные национальные
интересы и гибко подходим к интересам партнеров.
Сейчас много говорят о стремлении ряда стран Центральной и
Восточной Европы войти в НАТО. С этим увязывается смена их ориентации
в выборе поставщиков вооружений.
Но кандидатам в НАТО прежде следует найти в своих бюджетах многие
миллиарды долларов, отняв эти деньги у налогоплательщиков, чтобы
обеспечить амбиции некоторых политиков. Конечно, такие намерения есть,
однако в практической плоскости, мне кажется, о них говорить рано.
Например, недавно венгры приобрели у нас партию боевых машин
пехоты. Техника эта первоклассная. Она будет хорошо служить армии этой
страны. В то же время венгры сэкономили значительные средства, так что
здравый смысл в этом случае возобладал. Уверен, таких примеров будет
еще немало…
Мне бы хотелось отдать должное оружейникам России. Много они
пережили за последнее время, да и сейчас их жизнь полна забот и
проблем. Но созданная система ВТС России с зарубежными странами – это
важный шаг, направленный на расширение влияния России на рынке высоких
технологий.
-
Recent Posts
- Ситуация в Афганистане – прямая угроза безопасности Армении: депутат
- ПРО ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛОТУ
- Отзыв об отеле Грэйсланд энд Хилтон Пхукет Таиланд ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ
- Мубарак получил гарантии безопасности
- Мимо чемпионата: звезды, которых не увидят в ЮАР
- Британская полиция не знает об отравлении Литвиненко
- США превосходят Россию по количеству боеголовок на 1500 единиц
- Айзек Азимов, “Выборы"
- Русского программиста банка Goldman Sachs обвинили в краже коммерческих секретов
- Как меня купали в проруби