ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Уважаемые члены комиссии и участники заседания!
Удорожание строительства может происходить на всех этапах бюджетного инвестиционного проекта, начиная с планирования, обоснования и разработки технического задания на проектирование.
В связи с этим предлагается рассмотреть анализ причин удорожания в разрезе этапов инвестиционного строительного проекта, который состоит из следующих основных разделов:
1. Планирование и организация финансирования,
2. Проектирование,
3. Строительство,
кроме этого, в цикле реализации инвестиционных проектов имеются следующие разделы:
4. Подготовка площадки строительства, включаются затраты, связанные с проведением подготовительных работ до начала строительства: по изъятию земель, компенсации за подлежащие сносу строения и иную недвижимость; компенсации за ущерб, наносимый сельскохозяйственному и водохозяйственному производству или лесному хозяйству; оценку и сохранение памятников истории и культуры, а также ведение археологических раскопок на стройплощадке и другие расходы.
5. Приемка и ввод в эксплуатацию завершенного объекта. В общую стоимость бюджетного инвестиционного проекта кроме сметной стоимости строительства должны включаться также затраты на ввод объекта. Это: проведение пуско-наладочных работ; декоративно-художественные работы, не относящиеся к отделочным; подготовка кадров для обслуживания введенного в эксплуатацию объекта.
1.Планирование и организация финансирования
Многие серьезные ошибки и удорожание стоимости являются следствием отсутствия планирования проектно-изыскательских работ строительства будущих лет.
Ошибки при обосновании и установлении параметров будущего объекта, а также выбора его месторасположения, ведут к значительному удорожанию и увеличению продолжительности строительства.
Бюджетный кодекс и Правила рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов требуют строгого соблюдения всех процедур, однако на практике они не всегда качественно выполняются в части обоснования и планирования строительных проектов.
В действующую систему бюджетного планирования необходимо внедрить новые механизмы раздельного планирования, а также финансирования проектирования и строительства.
Предлагается в составе 3-летних планов разработать Перечни вновь начинаемых объектов для разработки проектов строительства будущих лет. При этом титульные списки новых строек должны увязываться с отраслевыми программами по выпуску строительных материалов и объемами импорта.
Еще одним характерным недостатком, ведущим к удорожанию, является несоответствие плана финансирования нормативным срокам строительства.
2. Проектирование
Недостатки проектирования ведут к переработке проектов, срыву сроков проектирования и начала строительства объекта.
К основным причинам удорожания, возникающим в ходе проектирования, следует отнести:
1) некачественное составление задания и исходных данных на проектирование;
2) отсутствие надлежащего контроля заказчиков за качеством и сроками проектирования;
3) несовершенство системы лицензирования проектных организаций, позволяющее неквалифицированным проектировщикам выполнять сложные проектные работы;
4) внесение изменений в проектные решения в процессе проектирования, а также после утверждения проекта.
Низкое качество большинства проектов, поступающих на государственную экспертизу, является в первую очередь следствием недостаточной квалификации многих проектировщиков.
В настоящее время более 12-ти тысяч субъектов имеют лицензии на проектно-изыскательские работы, из них реально занимаются профессиональной деятельностью не более 40-50%. А сложные и ответственные работы могут выполнять на должном уровне всего несколько крупных проектных организаций.
Для повышения качества проектирования необходимо ужесточить квалификационные требования к проектным организациям и ввести категории лицензиатов в зависимости от технической сложности объектов.
В связи с этим Агентством разрабатывается РДС РК “Технические квалификационные требования, предъявляемые к лицензиатам и заявителям”, в части повышения требований к квалификации разделения по категориям проектно-изыскательской деятельности, строительно-монтажных работ и инжиниринговых услуг.
За 9 месяцев текущего года Госэкспертизой были рассмотрены 2368 проектов на строительство за счет бюджетных инвестиций. Из них рекомендованы к утверждению 2306 единицы со стоимостью в 1 триллион 839,5 миллиардов тенге.
В результате стоимость строительства была снижена почти на 207,9 миллиардов тенге.
В 2009 году Госэкспертизой были рекомендованы к утверждению 2524 проектов со сметной стоимостью строительства в 2 триллиона 720,5 миллиардов тенге. В результате проведенной экспертизы, общая сметная стоимость строительства была снижена на 262 миллиарда тенге.
Вместе с тем, удорожание стоимости строительства объектов по проектам, прошедших государственную экспертизу (республиканский бюджет) за 2009 год составило 19,9 млрд. тенге, а за первое полугодие 2010 года 19,1 млрд. тенге.
К причинам увеличения продолжительности проектирования следует также отнести проведение различных отраслевых экспертиз в соответствующих ведомствах и многочисленных согласований ТЭО и проектов.
Это – экономическая (45 рабочих дней), экологическая (3 месяца), санитарно-эпидемиологическая (30 календарных дней) и отраслевая экспертизы.
На получение всех этих экспертиз порой уходит до 8-ми месяцев, в течение этого времени изменяются технические условия, цены и другие параметры строительства.
При этом в соответствии с Законом “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан” к исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, ТЭО и ПСД, в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, и т.д.
Поэтому считаем достаточным заключения Государственной экспертизы с установленным сроком 45 календарных дней, за исключением особо оговоренных случаев, касающихся объектов в шахтостроении, при бурении скважин, в сфере атомпрома и т.п.
Несколько слов о негосударственной экспертизе. В связи с разграничением полномочий государственных органов, часть работ по проведению экспертизы на ТЭО и проектно-сметную документацию на строительство была передана в рыночную среду. Однако практика показала, что проводимая частными экспертными компаниями работа зачастую оказывается некачественной и не соответствующей нормативным требованиям. Поэтому считаем целесообразным вернуться к прежнему порядку, когда негосударственные эксперты привлекались органами государственной экспертизы.
3.Строительство
В соответствии с требованиями Главы государства о повышении качества строительства, Агентством разрабатываются предложения по реформированию технического регулирования, совершенствованию системы надзора и контроля и оценки соответствия в строительной отрасли.
Для выполнения этих задач планируется усилить государственный архитектурно-строительный контроль и укрепить роль центрального и местных органов ГАСК.
К основным причинам удорожания на этапе строительства относятся:
1) несовершенство законодательства о государственных закупках в части выбора подрядчика по наименьшей цене;
2) несовершенство механизмов управления строительством со стороны администраторов программ, недостаточный квалификационный уровень служб надзора и контроля;
3) несоблюдение требований строительных норм и правил и включение дополнительных объемов работ в утвержденные проекты.
Вывод
Таким образом, анализ показывает, что удорожание происходит на всех основных этапах бюджетного инвестиционного проекта.
Предложения Агентства
В целях устранения причин необоснованного удорожания строительства считаем необходимым принять следующие неотложные меры:
1. Внедрить в систему бюджетного планирования новые механизмы раздельного и последовательного финансирования проектирования и строительства.
2. Определить, что вся предпроектная и проектно-сметная документация на строительство должна проходить только государственную экспертизу независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3. Ввести в обязанность администраторов программ, как заказчиков проекта и строительства, утверждение предпроектной и проектно-сметной документации, независимо от сметной стоимости строительства.
4. Ужесточить и конкретизировать квалификационные требования к проектным организациям и ввести категории лицензиатов в зависимости от технической сложности объектов.
5. Усилить государственный архитектурно-строительный контроль по обеспечению безопасности и качества строительства.
6. Создать специальную базу данных по ценам на строительные товары и услуги в целом по стране и регионам.
7. Разработать квалификационные требования для главных архитекторов областей, Астаны, Алматы и городов областного значения по согласованию с уполномоченным органом по делам строительства;
8. Рассмотреть возможность оптимизации проведения экономической, экологической, санитарно-эпидемиологической и отраслевой экспертиз на строительство объектов.
Уважаемые члены комиссии и участники заседания!
В нашем анализе мы не затрагивали проблем, связанных с инфляционными процессами и с импортом, которые приводят к объективному пересмотру цен на строительные материалы, энергетические ресурсы и транспортные услуги.
Данные проблемы планируется решать в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития посредством мер по индустриализации, развитию системы госзаказов и росту казахстанского содержания.
Многие проблемные вопросы мы будем решать в процессе реализации отраслевой программы по развитию стройиндустрии, за счет развития рынка сертифицированных специалистов, инжиниринговых, проектных и строительных предприятий, а также повышения безопасности и качества строительства, реформирования системы технического регулирования, надзора и контроля.
Считаем, что реализация государственной политики по развитию строительства, совершенствованию рыночных механизмов регулирования ценообразования обеспечит устранение причин необоснованного удорожания.
Благодарю за внимание!