Выступление Председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ С.Нокина на заседании комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией 12 ноября 2010

ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Уважаемые члены комиссии и участники заседания!

Удорожание строительства может происходить на всех этапах бюджетного инвестиционного проекта, начиная с планирования, обоснования и разработки технического задания на проектирование.

В связи с этим предлагается рассмотреть анализ причин удорожания в разрезе этапов инвестиционного строительного проекта, который состоит из следующих основных разделов:

1. Планирование и организация финансирования,

2. Проектирование,

3. Строительство,

кроме этого, в цикле реализации инвестиционных проектов имеются следующие разделы:

4. Подготовка площадки строительства, включаются затраты, связанные с проведением подготовительных работ до начала строительства: по изъятию земель, компенсации за подлежащие сносу строения и иную недвижимость; компенсации за ущерб, наносимый сельскохозяйственному и водохозяйственному производству или лесному хозяйству; оценку и сохранение памятников истории и культуры, а также ведение археологических раскопок на стройплощадке и другие расходы.

5. Приемка и ввод в эксплуатацию завершенного объекта. В общую стоимость бюджетного инвестиционного проекта кроме сметной стоимости строительства должны включаться также затраты на ввод объекта. Это: проведение пуско-наладочных работ; декоративно-художественные работы, не относящиеся к отделочным; подготовка кадров для обслуживания введенного в эксплуатацию объекта.

1.Планирование и организация финансирования

Многие серьезные ошибки и удорожание стоимости являются следствием отсутствия планирования проектно-изыскательских работ строительства будущих лет.

Ошибки при обосновании и установлении параметров будущего объекта, а также выбора его месторасположения, ведут к значительному удорожанию и увеличению продолжительности строительства.

Бюджетный кодекс и Правила рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов требуют строгого соблюдения всех процедур, однако на практике они не всегда качественно выполняются в части обоснования и планирования строительных проектов.

В действующую систему бюджетного планирования необходимо внедрить новые механизмы раздельного планирования, а также финансирования проектирования и строительства.

Предлагается в составе 3-летних планов разработать Перечни вновь начинаемых объектов для разработки проектов строительства будущих лет. При этом титульные списки новых строек должны увязываться с отраслевыми программами по выпуску строительных материалов и объемами импорта.

Еще одним характерным недостатком, ведущим к удорожанию, является несоответствие плана финансирования нормативным срокам строительства.

2. Проектирование

Недостатки проектирования ведут к переработке проектов, срыву сроков проектирования и начала строительства объекта.

К основным причинам удорожания, возникающим в ходе проектирования, следует отнести:

1) некачественное составление задания и исходных данных на проектирование;

2) отсутствие надлежащего контроля заказчиков за качеством и сроками проектирования;

3) несовершенство системы лицензирования проектных организаций, позволяющее неквалифицированным проектировщикам выполнять сложные проектные работы;

4) внесение изменений в проектные решения в процессе проектирования, а также после утверждения проекта.

Низкое качество большинства проектов, поступающих на государственную экспертизу, является в первую очередь следствием недостаточной квалификации многих проектировщиков.

В настоящее время более 12-ти тысяч субъектов имеют лицензии на проектно-изыскательские работы, из них реально занимаются профессиональной деятельностью не более 40-50%. А сложные и ответственные работы могут выполнять на должном уровне всего несколько крупных проектных организаций.

Для повышения качества проектирования необходимо ужесточить квалификационные требования к проектным организациям и ввести категории лицензиатов в зависимости от технической сложности объектов.

В связи с этим Агентством разрабатывается РДС РК “Технические квалификационные требования, предъявляемые к лицензиатам и заявителям”, в части повышения требований к квалификации разделения по категориям проектно-изыскательской деятельности, строительно-монтажных работ и инжиниринговых услуг.

За 9 месяцев текущего года Госэкспертизой были рассмотрены 2368 проектов на строительство за счет бюджетных инвестиций. Из них рекомендованы к утверждению 2306 единицы со стоимостью в 1 триллион 839,5 миллиардов тенге.

В результате стоимость строительства была снижена почти на 207,9 миллиардов тенге.

В 2009 году Госэкспертизой были рекомендованы к утверждению 2524 проектов со сметной стоимостью строительства в 2 триллиона 720,5 миллиардов тенге. В результате проведенной экспертизы, общая сметная стоимость строительства была снижена на 262 миллиарда тенге.

Вместе с тем, удорожание стоимости строительства объектов по проектам, прошедших государственную экспертизу (республиканский бюджет) за 2009 год составило 19,9 млрд. тенге, а за первое полугодие 2010 года 19,1 млрд. тенге.

К причинам увеличения продолжительности проектирования следует также отнести проведение различных отраслевых экспертиз в соответствующих ведомствах и многочисленных согласований ТЭО и проектов.

Это – экономическая (45 рабочих дней), экологическая (3 месяца), санитарно-эпидемиологическая (30 календарных дней) и отраслевая экспертизы.

На получение всех этих экспертиз порой уходит до 8-ми месяцев, в течение этого времени изменяются технические условия, цены и другие параметры строительства.

При этом в соответствии с Законом “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан” к исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, ТЭО и ПСД, в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, и т.д.

Поэтому считаем достаточным заключения Государственной экспертизы с установленным сроком 45 календарных дней, за исключением особо оговоренных случаев, касающихся объектов в шахтостроении, при бурении скважин, в сфере атомпрома и т.п.

Несколько слов о негосударственной экспертизе. В связи с разграничением полномочий государственных органов, часть работ по проведению экспертизы на ТЭО и проектно-сметную документацию на строительство была передана в рыночную среду. Однако практика показала, что проводимая частными экспертными компаниями работа зачастую оказывается некачественной и не соответствующей нормативным требованиям. Поэтому считаем целесообразным вернуться к прежнему порядку, когда негосударственные эксперты привлекались органами государственной экспертизы.

3.Строительство

В соответствии с требованиями Главы государства о повышении качества строительства, Агентством разрабатываются предложения по реформированию технического регулирования, совершенствованию системы надзора и контроля и оценки соответствия в строительной отрасли.

Для выполнения этих задач планируется усилить государственный архитектурно-строительный контроль и укрепить роль центрального и местных органов ГАСК.

К основным причинам удорожания на этапе строительства относятся:

1) несовершенство законодательства о государственных закупках в части выбора подрядчика по наименьшей цене;

2) несовершенство механизмов управления строительством со стороны администраторов программ, недостаточный квалификационный уровень служб надзора и контроля;

3) несоблюдение требований строительных норм и правил и включение дополнительных объемов работ в утвержденные проекты.

Вывод

Таким образом, анализ показывает, что удорожание происходит на всех основных этапах бюджетного инвестиционного проекта.

Предложения Агентства

В целях устранения причин необоснованного удорожания строительства считаем необходимым принять следующие неотложные меры:

1. Внедрить в систему бюджетного планирования новые механизмы раздельного и последовательного финансирования проектирования и строительства.

2. Определить, что вся предпроектная и проектно-сметная документация на строительство должна проходить только государственную экспертизу независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3. Ввести в обязанность администраторов программ, как заказчиков проекта и строительства, утверждение предпроектной и проектно-сметной документации, независимо от сметной стоимости строительства.

4. Ужесточить и конкретизировать квалификационные требования к проектным организациям и ввести категории лицензиатов в зависимости от технической сложности объектов.

5. Усилить государственный архитектурно-строительный контроль по обеспечению безопасности и качества строительства.

6. Создать специальную базу данных по ценам на строительные товары и услуги в целом по стране и регионам.

7. Разработать квалификационные требования для главных архитекторов областей, Астаны, Алматы и городов областного значения по согласованию с уполномоченным органом по делам строительства;

8. Рассмотреть возможность оптимизации проведения экономической, экологической, санитарно-эпидемиологической и отраслевой экспертиз на строительство объектов.

Уважаемые члены комиссии и участники заседания!

В нашем анализе мы не затрагивали проблем, связанных с инфляционными процессами и с импортом, которые приводят к объективному пересмотру цен на строительные материалы, энергетические ресурсы и транспортные услуги.

Данные проблемы планируется решать в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития посредством мер по индустриализации, развитию системы госзаказов и росту казахстанского содержания.

Многие проблемные вопросы мы будем решать в процессе реализации отраслевой программы по развитию стройиндустрии, за счет развития рынка сертифицированных специалистов, инжиниринговых, проектных и строительных предприятий, а также повышения безопасности и качества строительства, реформирования системы технического регулирования, надзора и контроля.

Считаем, что реализация государственной политики по развитию строительства, совершенствованию рыночных механизмов регулирования ценообразования обеспечит устранение причин необоснованного удорожания.

Благодарю за внимание!

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.