НОВЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ ИЛИ ВПК в ВПК

ВПК МАПО объединил двенадцать ведущих предприятий России во
главе с МАПО МИГ и фирмой Камов – разработчиков и производителей
летательных аппаратов, а также двигателей и агрегатов, бортового
оборудования и других комплектующих. Практически мы охватили полный
цикл производства самолетов и вертолетов. В ВПК МАПО
входит Авиабанк, созданный пять лет назад специально для
финансирования и кредитования авиационной промышленности. Фактически,
все авиационные предприятия в стране являются клиентами Авиабанка.
Создание ВПК МАПО позволяет направить инвестиционный капитал в
наукоемкие и высокотехнологичные конструкторские разработки.
Особенность ВПК состоит в том, что он имеет право на
самостоятельное военно-техническое сотрудничество с зарубежными
странами, а также – согласно Указу Президента РФ, на подписание
контрактов на поставку конечной продукции, т.е. самолетов и
вертолетов. В России такими полномочиями реально обладают лишь ГК
Росвооружение и наш ВПК.
Поставки самолетов и вертолетов в Вооруженные Силы России
являются для нас приоритетными, хотя сегодня, в условиях практического
отсутствия госзаказа, мы ориентируемся на внешний рынок — в последние
годы входим в число лидеров по экспорту авиационной техники.
Достаточно сказать, что только за 1995 год в три страны мира было
поставлено тридцать шесть самолетов МИГ-29.
Анализируя мотивы создания Комплекса, необходимо четко понять
главный принцип объединения: создание ВПК МАПО позволит
сконцентрировать производственные, интеллектуальные, финансовые и
маркетинговые мощности оборонного комплекса в рамках единой
государственной структуры, нацеленной на решение главных задач –
сохранение оборонного потенциала России, мобилизацию ресурсов для
инвестирования перспективных программ создания образцов военной
техники нового поколения и поддержку российского экспорта
высокотехнологичной продукции.
Характерной особенностью государственного унитарного предприятия
ВПК МАПО является достаточно жесткая форма его организации по
сравнению с более свободными в ассоциации или финансово-промышленной
группе. Комплекс включает несколько государственных предприятий и ряд
акционерных компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит
государству и передается на правах трастового управления ВПК МАПО.
Мы предпочитаем государственную форму собственности, ориентированную
на рыночные отношения.
В нашей команде много руководителей с большим опытом работы в
авиационной науке и промышленности, в МИДе, МВЭС и других
государственных и финансовых учреждениях. Главным критерием подбора
кадров был профессионализм, способность работать в новых экономических
условиях и умение перспективно мыслить. Ни у кого из членов нашей
команды нет сомнений, что создание ВПК МАПО позволит продвинуть
интеграцию авиационных производственных предприятий на более высокий
уровень, который когда-либо был достигнут в России.
ВПК МАПО – авиастроительная компания мирового уровня и
масштаба, имеющая к тому же огромный потенциал для дальнейшего
развития. Сам факт, что нас сравнивают – и совершенно справедливо – с
мировыми гигантами авиаиндустрии, уже говорит о многом. В настоящее
время одной из основных тенденций развития мирового авиарынка
становится укрупнение фирм-производителей. В условиях сокращающихся
военных заказов и как следствия возрастающей конкуренции, вступает в
действие закон природы – выживает сильнейший. Концентрация
производства предусматривает слияние компаний, что в свою очередь
позволяет более гибко реагировать на конъюнктуру рынка и рациональнее
использовать производственные мощности.
Так, если в начале 80-х Пентагон обслуживало четырнадцать
ведущих авиастроительных компаний, то к 1995 году их осталось только
пять, а к 2000-му , согласно прогнозам специалистов, их будет не более
трех. В 1994 году в состав корпорации Northrop вошла авиастроительная
фирма Gruman, в марте 1995-го в результате слияния Lockheed и Martin
Marietta был создан крупнейший в мире авиакосмический концерн. В самом
конце 1996 года было сообщено о слиянии двух гигантов мировой
авиаиндустрии McDonnell Douglas и Boeing, а сейчас уже говорят об
объединении крупнейших французских авиакосмических компаний Dassault
Aviation и Aerospatiale.
Многопрофильность также становится обязательным условием
существования современных высокотехнологичных компаний. Возьмем, к
примеру, McDonnell Douglas – крупнейшего подрядчика министерства
обороны США. На пяти предприятиях фирмы осуществляется разработка,
изготовление, ремонт и модернизация авиационной техники самого
различного назначения: истребители F-15, палубные
истребители штурмовики F/A-18 и AV-8B, вертолеты AH-64A Apache и
Explorer, учебно-тренировочные самолеты T-45 Goshawk,
противокорабельные ракеты Harpoon и пр. Именно концентрация научно-
технических и производственных мощностей позволила корпорации не
только создавать конкурентоспособную технику, но и активно продвигать
ее на мировом рынке.
Создание нашего концерна, как решительный шаг в повышении уровня
интеграции, естественно усиливает его возможности в области экспорта.
У нас накоплен определенный маркетинговый опыт и мы намерены
наращивать работу в области стратегического анализа и планирования,
имиджевой политики и рекламы. Реакция специалистов на нашу продукцию
на международных и региональных выставках-салонах подтверждает
правильность этого выбора. Уже сегодня по суммарным объемам экспортных
продаж ВПК МАПО занимает пятое место среди крупнейших компаний
России и первое место среди предприятий отечественного
машиностроительного комплекса. Концерн является одним из ведущих
мировых экпортеров боевых самолетов. В период с 1993 по 1995 годы в
пять стран мира (Иран, Венгрия, Малайзия, Словакия, Индия) было
поставлено семьдесят самолетов на сумму более двух миллиардов
долларов. Сегодня в экспортном потенциале концерна истребители МИГ-
29СМ, боевые вертолеты Ка-50 Черная акула и Ка-52 Аллигатор,
учебно-тренировочные самолеты МИГ-АТ, с которыми мы связываем большие
надежды как на внутреннем, так и зарубежном рынке. Общая потребность в
самолетах этого класса, в мире, по оценкам экспертов, составляет
порядка 1800 единиц. В портфеле бизнеспредложений у нас есть и
программа МИГ-21-93, гражданские самолеты бизнес-класса. Кроме того,
мы не отказались от предоставления зарубежным партнерам различного
рода сервисных услуг и поставки запчастей. Но для завоевания новых
рынков нам нужна, если хотите, политика агрессивного маркетинга.
Большим подспорьем в этом мог бы стать федеральный закон о военно-
техническом сотрудничестве с зарубежными странами. Но создания одной
законодательной базы еще недостаточно. Надо постепенно идти к тому,
что на Западе называется политикой государственного протекционизма –
всемерному политическому содействию государства экспорту оружия и
предоставлению определенных политических льгот. Тогда будут
фигурировать и другие цифры.
Свидетельством устойчивости ВПК МАПО являются его достижения в
кризисных условиях. Так, практически на собственные средства мы
создали и испытываем учебнотренировочный самолет следующего поколения
МИГ-АТ. Этот самолет – новое слово в авиации. В печати проскользнули
уколы: мол, самолет дорог. Я бы не согласился с этим. Дело в том,
что по заявленной цене одного самолета нельзя судить об экономической
эффективности процесса обучения курсантов на этом самолете. Любой
современный УТС – это часть учебнотренировочного комплекса,
включающего также тренажеры, компьютерные классы. Если рассматривать
МИГ-АТ в более широком аспекте, то результат получается обратный.
Во-первых, новый самолет обеспечивает обучение на всех этапах
летной подготовки – от начального до завершающего, включая часть этапа
освоения боевого самолета, т.е. не требуются переходные самолеты.
Во-вторых, МИГ-АТ обеспечивает специализацию подготовки пилотов для
конкретного типа истребителя (МИГ-29, Су-27, Mirage 2000, Rafale, F-
16, F-18 и др.), что в свою очередь приводит к унификации самолетного
парка ВВС. Кроме того, МИГ-АТ имеет высокую топливную экономичность, а
это существенно снижает расходы на подготовку курсантов. Могу также
добавить, что в 1997 году запланировано поставить в ВВС десять готовых
машин.
Другое достижение – двухместная версия боевого ударного вертолета
Ка-50 – Ка-52 Аллигатор. Такого вертолета нет ни у кого в мире, и не
скоро появится.
Эти прорывы в кризисных условиях вселяют оптимизм и уверенность,
что мы выбрали правильный курс. Это подтверждают и ученые-экономисты.
Концерны типа ВПК МАПО с замкнутым производственно-сбытовым циклом –
магистральный путь развития российской рыночной экономики.

This entry was posted in Секретные новости из армии. Bookmark the permalink.

Comments are closed.