АЛЕКСАНДР САРКИСОВ: ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – ВСЕГДА КРАСИВО

Он мечтал стать моряком, а случайно стал конструктором
авиационных двигателей. Уже собрался после десятилетки ехать в
Ленинград в Военно-морское училище, но что-то не сложилось и остался
он в Уфе учиться в авиационном институте на факультете двигателей.
Забросила семилетнего москвича Сашу Саркисова вместе с матерью и
старшим братом в самом конце 1943 года в Уфу война. Отец погиб на
Курской дуге летом 1943 года. Мать вместе со своими двумя сыновьями
поехала в башкирскую столицу к своему отцу за помощью и поддержкой.
Так дед стал для мальчишек вместо отца.
Дед был личностью примечательной. В 1898 году он кончил в
Петербурге Институт гражданских инженеров и был направлен Главным
архитектором Оренбургской губернии и Башкирии. Многие общественные
здания – гимназии, театры, дворянские собрания – построены по его
проектам. В архитектурной среде получил заслуженное признание. Ему
было присвоено звание Заслуженный деятель искусств в области
архитектуры. Работал в архитектуре до самой смерти в 1955-м году на 82
году жизни. Дед был примером для юноши. Мягкость в общении, внимание и
уважительность к собеседнику – качества, перенятые от деда, как и
увлечение историей, искусством, архитектурой. Профессор Александр
Саркисов, вот уже скоро на протяжении сорока лет строящий двигатели,
считает, что чем более совершенен мотор, тем явственнее в нем
проступают классика архитектурных ордеров.
После окончания института – 25 лет работы в Уфимском опытно-
конструкторском бюро Союз. Здесь в годы войны трудился Владимир
Климов, эвакуированный в годы войны из Рыбинска, создатель самого
массового авиационного двигателя второй мировой войны.
Первой крупной работой молодого инженера стала модернизация
истребителя МИГ-21: замена двигателя Р11-300 на более мощный Р25-300
того же поколения. В результате летные характеристики и боевая
эффективность МИГ-21БИС существенно возросли. Первый орден Саркисов
получил за эту работу. Другой этапный период в жизни конструктора –
десятилетнее руководство направлением короткоресурсных двигателей на
объектах генерального конструктора В.Н.Челомея. За этим коротким
определением скрываются все крылатые ракеты морского базирования.
Гигантская программа. Это было продуктивное и озаренное радостью
первородного творчества время. Даже сейчас подводный пуск
высокоскоростных челомеевских крылатых ракет сохраняет фантастический
флер, несмотря на всеобщую избалованность космическими стартами. За
эту работу Александр Александрович удостоен Ленинской премии. В 32
года Саркисов – заместитель главного конструктора. Десять лет
напряженнейшей работы в этой должности, затем год работы замом
руководителя предприятия и следует перевод в Москву в Минавиапром
заместителем начальника главка по опытному строительству
авиадвигателей. Почти пять лет проработал в главке Александр
Александрович. Конечно, не стоял на месте: стал главным инженером –
первым заместителем начальника главка. Хотя по натуре он не чиновник,
эти годы были полезны для дальнейшего роста. Представилась уникальная
возможность охватить всю гамму работ по отечественному авиастроению,
наметить новые рубежи.
Главной его работой в министерстве явилась организация программы
производства двигателей новых истребителей МИГ-29 и Су-27.
С января 1988 года вновь живое дело – назначение Генеральным
конструктором – руководителем завода им. B.Я.Климова. Новая работа
выглядела органичным продолжением уфимского периода, когда Саркисов
трудился над рядом узлов знаменитого двигателя РД-33,
разрабатывавшегося на заводе имени Климова.
В нелегкие 91-95 годы, чтобы выжить и завоевать плацдарм на
обширном рынке модернизации истребителей третьего поколения Мираж F-1
и Мираж-III Завод им. Климова, ОКБ им. Микояна и ряд других
предприятий сумели, не истратив ни рубля из бюджета, выполнить
пионерскую работу по встраиванию двигателя четвертого поколения от
МИГ29 в модернизированный под него планер французских самолетов. Такая
работа оказалась не под силу зарубежным конкурентам. Старый Мираж,
обретя русское сердце, получившее индекс СМР-95, не уступил в
пилотаже современным западным истребителям.
Генеральный конструктор организовал совершенно новое направление
– создание на базе авиационных двигателей газотурбинных приводов и
мобильных электростанций.
Кроме уже упомянутых работ, в послужном списке Александра
Саркисова участие в создании и модернизации авиационных двигателей для
самолетов Су-15, Су-25, Ан-140, вертолетов Миля, Камова и
газотурбинных двигателей для российских танков.
Есть и совершенно экзотические проекты, например, турбовальный
двигатель, работающий от энергии солнца.
Двигатели разработки Завода им. Климова, которым руководит
Саркисов, эксплуатируются в 75 странах, ими оснащены 95% вертолетного
парка стран СНГ. Эти цифры говорят о высочайшем потенциале фирмы. В
заделе у завода двигатели для самолетов и вертолетов пятого поколения.
Но планы перспективных разработок порой усекаются днем сегодняшним.
Чтобы сохранить производственные мощности и рабочие места предприятие
занялось ремонтом вертолетных моторов, своей разработки. Александр
Александрович считает эту меру чрезвычайной и временной. Он надеется,
что государство найдет меры и средства для поддержки
авиапромышленности, как это делается на Западе. Создание ВПК МАПО,
куда вошел Завод им. Климова, Саркисов считает именно частью
государственной политики и поддержки, которая в нынешних условиях
позволит не только возродить отечественную авиацию, но и сделать
серьезный шаг вперед.
Сам Генеральный конструктор готовит кадры для прорыва. У него на
заводе создана кафедра турбиностроения при бывшем политехе, где
профессор Саркисов читает лекции. Докторскую диссертацию он защитил в
1991 году. Кто не идет вперед, тот отстает, – нередко повторяет он
крылатое латинское изречение, ставшее его жизненным кредо.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.