Завод им. В.Я. Климова
Большой авиации без поддержки государства не обойтись
Научно-производственное предприятие Завод им. В.Я. Климова,
являющееся одним из ведущих российских разработчиков и производителей
авиадвигателей, которые эксплуатируются в 75 странах мира, с созданием
ВПК МАПО связывает большие надежды. Ведь по сути в российском
авиастроении появляется качественно новое самолетовертолетное
направление, которое мы, как двигателисты, обслуживаем. Хотя название
ВПК звучит грозно и даже, может быть, для кого-то шокирующе, новое
объединение будет заниматься не только военными программами, но и
серьезными гражданскими проектами. В частности, Завод имени В.Я.
Климова и его смежники, в том числе и вошедшие в ВПК
МАПОМосковское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышева
и завод Красный Октябрь в Санкт-Петербурге, – работают по нашей
документации над гражданскими проектами. В этом году, например, мы
завершаем сертификацию турбовинтового двигателя нового поколения ТВ7-
117 для самолета Ил-114.
Широкую программу работ по русификации канадских двигателей для
гражданских российских самолетов наше предприятие проводит совместно с
фирмой Пратт Уитни (Канада). Так, двигатели РК6 уже установлены на
самолете Динго, разработанном нижегородским НПП Аэрорик. Летные
испытания этого самолета начнутся в ближайшее время. А Ве32, созданный
таганрогским авиастроителями, летает с этими двигателями уже больше
года. Кстати, весьма удачно он выступил на недавно закончившемся
авиасалоне ИЛА-96 в Берлине. Замечу, что в отличие от своего западного
прототипа РТ6 наш двигатель носит наименование РК, что означает Пратт
Уитни – Климов.
Не забываем мы и об авиации общего назначения. В сотрудничестве с
Пратт Уитни разрабатываем целое семейство двигателей для самолетов:
Т-101 Грач, МИГ-110, МИГ-115 и др. Участвуем мы и в энергетической
программе с использованием современных технологий: на базе авиационным
двигателей небольшой размерности создаем электрические мобильные
станции нового более высокого технического уровня. На сегодня уже
завершена постройка станции на 1,5 мегаватта. Есть договоренность о
производстве такой продукции в рамках ВПК МАПО. Это далеко не полный
перечень гражданских проектов.
Но главная наша задача состоит в том, чтобы продолжить линию
прекрасных истребителей МИГ-29, которые сегодня требуют определенной
модернизации, в частности по силовым установкам. Успешно идет работа
над двигателями повышенного ресурса. У нас есть существенные
достижения в этой области, и я абсолютно убежден, что эти двигатели ни
по каким параметрам не уступают ни американским, ни английским, ни
французским. Все те программные ресурсы, которые заявляются в западных
рекламных проспектах, уже достигнуты нами.
МИГ-29 – самолет счастливой судьбы. Он и сегодня не знает равных
в своем классе. Но мы уверены, что последнее слово им еще не сказано,
Оснащение истребителя двигателем с управляемым вектором тяги,
повышение его тяговых характеристик, над чем мы сейчас работаем,
откроют новую страницу в победном шествии МИГ-29.
Другое важное и объемное направление нашей деятельности – работа
с вертолетной фирмой Камов. Надо сказать, что 95 процентов
вертолетного парка России и СНГ оснащены газотурбинными двигателями
разработки нашего предприятия. В настоящее время совместно с
конструкторским бюро имени Камова мы сертифицируем вертолет Ка-32 для
продажи в Северную Америку, в частности в Канаду. Кстати, там уже
работают по лизингу эти вертолеты на вывозке леса и их преимущество по
сравнению с американскими очевидно. Канадцы рассматривают возможность
использования Ка-32 и для решения других задач, в том числе для
тушения пожаров, патрулирования и т.д. Так что покупатели есть…
Непрерывно идет работа над увеличением мощности и ресурса
прекрасно зарекомендовавшего себя двигателя ТВЗ-117, которым
оснащаются как камовские, так и милевские вертолеты. Особо пристальное
внимание при этом уделяется двигателю для Ка-50 – Черной акулы, а
также для двухместного армейского боевого вертолета Ка-52. Кроме того,
совместно с Пратт Уитни мы занимаемся разработкой двигателя для
легких вертолетов. Уже создан двигатель 5-местного Ка-115. Завершаем
работу над конструкторской документацией на главный редуктор, который
будет изготавливаться у нас.
Таким образом, мы пытаемся искать нетрадиционные пути создания
новой техники с минимальными затратами. ВПК МАПО в этом отношении
открывает новью перспективы и возможности. Мне, например, первым из
двигателистов пришлось прорабатывать с французской фирмой Снекма
возможность использования двигателя Ларзак на наших самолетах.
Вместе с тем я являюсь сторонником оснащения МИГ-АТ в крупной серии
для наших ВВС российским вариантом двигателя. В рамках ВПК МАПО мы
надеемся решить эту задачу.
Я не сомневаюсь, что нам удастся сформировать четкую концепцию по
двигательным установкам и воплотить ее в жизнь. При этом мы
рассчитываем на государственную поддержку. Сегодня в большой авиации
без такой поддержки не обойтись. ВПК МАПО – это именно та разумная
часть государственной политики, государственной поддержки, которая в
нынешних условиях позволит не только возродить нашу отечественную
авиацию, но и сделать серьезный шаг вперед.