Су – 37: ему доступны любые маневры

На авиасалоне Фарнборо – 96 впервые международной
общественности была представлена последняя разработка ОКБ им. Сухого,
перспективный сверхманевренный многоцелевой истребитель Су-37 который
стал поистине гвоздем этого престижного смотра авиакосмической
техники.
Су-37 создан на основе многоцелевого истребителя Су-35. Главная
отличительная черта Су-37 – непревзойденная маневренность, добиться
которой удалось за счет применения двигателя АЛ-31ФП с управляемым
вектором тяги (УВТ) разработки АО А. Люлька-Сатурн. Небольшое
отклонение поворотного сопла в вертикальной плоскости приводит к
возникновению значительного момента тангажа. Раздельное же отклонение
сопел может быть использовано для управления по крену и рысканию. УВТ
позволяет реализовать высокую маневренность на предельно малых
скоростях, когда обычные аэродинамические рули становятся
неэффективными.
Система управления полетом (СУП), основанная на цифровой технике
с элементами искусственного интеллекта, одновременно дает команды на
приводы поверхностей управления самолетом, на топливную автоматику
двигателя и на механизм УВТ. Все системы дистанционные. СУП берет на
себя существенную часть работы летчика, оставляя человеку лишь
принятие принципиальных решений. ПГО (переднее, горизонтальное
оперение) существенно улучшает характеристики устойчивости и
управляемости на больших углах атаки. Наличие ПГО, УВТ и автоматики
управления позволяют сохранить управляемость машиной на очень больших
углах атаки. Даже штопор на этом самолете – управляемый маневр, а не
опасный режим.
В ближнем воздушном бою, летчик Су-37, используя
сверхманевренность своей машины, легко оказывается в задней полусфере
противника. Чтобы машина противника оказалась в его прицеле вполне
достаточно выполнить один из нестандартных маневров. А дальше БРЛС и
оптико-электронная система автоматически захватывает цель, а система
управления оружием даст команду на пуск ракет.
Су – 37 может действовать как по воздушным, так и по наземным
целям. Система обмена данными о целях с другими истребителями
позволяет осуществлять тактическое взаимодействие в группе, эффективно
вести групповой воздушный бой.
Су-37 имеет 12 узлов внешней подвески.
Для ведения ближнего боя Су-37 несет ракеты Р-73Э с
широкоугольной головкой самонаведения и комбинированной
аэрогазодинамической системой управления.
Истребитель вооружен также новыми ракетами РВВ-АЕ с активной
радиолокационной головкой самонаведения, и ракетами с повышенной
энергетикой Р-27ЭТ с тепловой и Р-27ЭР полуактивной радиолокационной
ГСН.
Конструкторы оставили традиционную для самолетов Сухого 30-мм
пушку ГШ-301.
Су-37 вооружен управляемыми ракетами воздухповерхность: Х-29Л с
лазерным и Х-29Т с телевизионным наведением, противорадиолокационными
Х-31П, противокорабельными: Х-31А, Х-35.
На унифицированных подвесках Су-37 можно размещать различные НАР,
бомбы, кассеты.
Для дозаправки в воздухе на Су-37 установлена убирающаяся штанга
топливоприемника. Фара позволяет выполнять дозаправку ночью.
На Су-37 установлена перспективная бортовая БРЛС заднего обзора.
Оптико-электронная прицельная система включает цветной
телевизионный канал, лазерный дальномер-целеуказатель и
теплопеленгатор. Система объединена с БРЛС и нашлемным прицелом
летчика.
Самолет имеет эффективную систему радиоэлектронной борьбы,
включающую электронные и оптические датчики предупреждения об атаках
противника и систему постановки пассивных радиолокационных и ИК помех.
Кабина Су-37 существенно отличается от кабин отечественных и
зарубежных истребителей. Традиционная центральная ручка управления
самолетом заменена короткоходовой боковой, а привычные рычаги
управления двигателем – тензометрическими, позволяющими изменять тягу
с помощью кнюпелей. Такое управление повышает точность пилотирования и
снижает возможность непроизвольного перемещения летчиком органов
управления при больших перегрузках.
На приборной доске размещено четыре жидкокристаллических
многофункциональных цветных дисплея. Как и на других Су имеется
сигнальное табло отказов.
Новое модифицированное катапультное кресло К-36 с 30 градусным
углом наклона спинки существенно повышает переносимость летчиком
перегрузок.
Су-37 проходит испытания и уже выполнил несколько десятков
полетов. Но уже очевидно, что возможности этого самолета поистине
уникальны.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.