В середине шестидесятых годов двум крупным авиационным фирмам –
АНТК имени О.К.Антонова и авиационному комплексу Ильюшин – было
предложено спроектировать первый отечественный реактивный военно-
транспортный самолет. Конкурс выиграли ильюшинцы. Для многих это было
неожиданностью, так как эта фирма никогда ранее созданием машин такого
класса не занималась.
Но именно это обстоятельство, а точнее то, что разработчики
самолета не были стеснены стереотипами, считает главный конструктор
Ил-76 Радий Петрович Папковский, во многом и позволило создать
уникальную машину.
Достоинств у Ил-76 немало. Это самолет короткого взлета и
посадки. Ему не требуются аэродромы первого класса, он может взлетать
и садиться не только на бетонные, но и на грунтовые, и даже ледовые
полосы, что не раз демонстрировал в Арктике. Ил-76 имеет значительно
большую, чем аналогичные западные и отечественные военно-транспортные
самолеты, грузовую кабину и способен перевозить все виды боевой
техники воздушно-десантной дивизии и более девяноста процентов –
мотострелковой. Десантирование на этой машине производится
одновременно с четырех точек и при необходимости может выполняться с
высоты от 3-5 метров до 4.000 метров для техники и до 8.000 метров для
личного состава.
Ил-76 – самолет автономной эксплуатации. В течение двух месяцев
он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и
обслуживаться только силами экипажа.
Первая опытная машина была создана в марте 1971 года. Ее поднял в
воздух шеф-пилот фирмы заслуженный летчикиспытатель Эдуард Кузнецов. В
июне 1974 года Ил-76 начал поступать на вооружение. Практически по
всем параметрам наш самолет превосходил новейший в то время
американский С-141А. У него и сегодня нет конкурентов. Создаваемый в
США военнотранспортный самолет С-17, который они называют самолетом
будущего, по своим характеристикам во многом повторяет Ил.
На Ил-76 реализовано много неординарных конструкторских решений.
Тележка шасси, например, расположена не вдоль, а поперек, что повышает
взлетно-посадочные характеристики при пользовании грунтовым
аэродромом. Ниша шасси во время взлета и посадки закрыта, и грязь в
нее не попадает, как это имеет место на других самолетах. На Ил-76
применены уникальные трехщелевые закрылки, он оборудован специальными
средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные
системы самолета многократно резервированы.
Ил-76 принимал участие в афганской войне, где многократно
подвергался зенитно-ракетному обстрелу, но лишь однажды, в самом
начале событий (1979 год), был сбит. Известен случай, когда на высоте
7,5 тысячи метров в самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа кусок
размером 2,5х2 метра. Но и с таким повреждением самолет преодолел еще
более 200 километров и произвел благополучную посадку.
Несмотря на то, что Ил-76 по своему предназначению транспортный
самолет, он имеет управляемое оружие, средства активных и пассивных
помех. Для отражения атак с задней полусферы в кормовой части
установлены две 23-мм авиационные пушки.
Самолет оснащен четырьмя двигателями Д-З0К тягой 12.000 кгс
каждый, разработанными в ОКБ П.А.Соловьева.
Без остановки серийного производства шли непрерывные модернизация
и совершенствование самолета. В результате удалось более чем в полтора
раза увеличить пассажировместимость, грузоподъемность и дальность
полета выпускаемого сейчас Ил-76МД по сравнению с первоначальным
вариантом Ил-76.
На базе военно-транспортного самолета создан ряд специальных
машин. В их числе тренажер космонавтов Ил-76МДК, предназначенный для
тренировок в условиях невесомости, самолет-госпиталь Скальпель, в
фюзеляже которого размещено три медицинских модуля контейнерного типа
– операционный, предоперационный и палата интенсивной терапии, созданы
условия для работы бригады из 12 врачей. Для тушения и локализации
лесных пожаров, доставки снаряжения и парашютного десантирования
пожарных разработан противопожарный вариант самолета Ил-76ТП. Он берет
на борт до 44 тонн огнегасящей жидкости. Успешно используется для
спасения экипажей самолетов и судов, терпящих бедствие в открытом
океане, авиационный поисково-спасательный комплекс Ил-76МДПС.
Имеется также целый букет модификаций чисто военного
предназначения, в числе которых топливозаправщик Ил-78, самолет
дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.
Ил-76 многие годы используется гражданской авиацией. Он
приспособлен для перевозки самых различных грузов в контейнерах и на
поддонах. На этом самолете установлены мировые рекорды высоты подъема
и скорости полета с коммерческим грузом, высоты прыжков с парашютом.
Самолеты Ил-76МД и Ил – 76ТД экспортируются за границу и хорошо
зарекомендовали себя в различных климатических зонах.
В настоящее время авиационным комплексом Ильюшин разработана
новая модификация самолета – Ил – 76МФ. На машине установлены более
мощные двигатели, новое оборудование, удлинена грузовая кабина, что
позволит увеличить дальность полетов, а также и без того внушительную
грузоподъемность самолета.
Основные летно-технические характеристики:
Двигатель Д-З0КП
Взлетная масса, т 190
Максимальная коммерческая нагрузка, т 50
Практическая дальность полета
(с максимальной нагрузкой) , км 4200
Крейсерская скорость полета, км/ч 710-780
Длина разбега, м 1700
Длина пробега, м 900
Размеры грузовой кабины, м 3,45х3,4х24,5
Экипаж, чел 7