В большом зале Белгосфилармонии Екатерина Худинец выступала впервые…
До этого я видела ее только на сцене — в аншлаговом концерте негритянских спиричуэлов американского певца и дирижера Айры Сполдинга с участием Государственного камерного хора и группы «Яблочный чай». Кстати, в большом зале Белгосфилармонии Екатерина Худинец выступала впервые. Но при этом выглядела, как настоящая джаз–дива: алое платье, раскованные манеры, дерзкий взгляд… И главное, голос — красивый, чуть хрипловатый, голос женщины с богатым прошлым. В Гран–при, присужденный ей на международном джазовом фестивале в литовском Паневежисе, верилось сразу. В юный возраст обладательницы такого взрослого голоса — как–то не очень… Однако вне концертного зала она действительно оказалась смешливой 20–летней девчонкой, ничуть не пытающейся выглядеть старше своих лет.
— Катя, вы очень занятой человек? Чтобы найти время на интервью, вам пришлось долго сверяться со своим блокнотом…
— Ну, в этом году я оканчиваю колледж искусств, так что на первом плане у меня сейчас учеба. А дальше, видимо, активная концертная деятельность… В принципе, у меня и теперь много работы, разные проекты, репетиции, подготовка к новогодним праздникам — для музыкантов сейчас начинается самый горячий сезон…
— То есть страха перед большой сценой у вас нет?
— Конечно, только в Большом зале филармонии я еще не пела. И с музыкантами «Яблочного чая», так, чтобы со всеми сразу, сотрудничать еще не приходилось. Хотя со многими из них я дружу и работаю в некоторых проектах, но все вместе на одной сцене мы пока не собирались… Кстати, в Малом зале филармонии я выступала еще на первом курсе: выпускники хорового отделения нашего колледжа сдавали госэкзамен, был большой концерт для педагогов и родителей, и меня пригласили солисткой. Почти то же самое получилось и с Паневежисом — после того как на отчетном концерте колледжа я познакомилась с педагогами Солигорской музыкальной школы. У них там есть свой детский бигбэнд (представляете, в минских школах не везде есть даже эстрадный оркестр, а там — настоящий бигбэнд!), мы подружились. И когда они собрались на фестиваль в Литву (музыканты там выступают в разных возрастных категориях), пригласили с собой и меня — в качестве солистки их оркестра. А уже в Паневежисе меня спросили, почему бы в молодежном конкурсе вокалистов не поучаствовать и мне? Терять было нечего, и, в конце концов, Беларусь никогда еще не представляла там своих вокалистов. Чем все закончилось, вы знаете. А наш оркестр, между прочим, в своей детской возрастной группе занял тогда второе место!
— Гран–при в Паневежисе — пока ваша последняя награда?
— Я не люблю конкурсы.
— Но на международные джазовые фестивали ездите часто…
— На фестивали, но не на конкурсы. В Литве так случайно получилось… По–моему, есть много других проектов, гораздо интереснее конкурсов. Например, летом я участвовала в международном музыкальном проекте в Германии. Недалеко от Дюссельдорфа собралась команда молодых людей из Германии, Беларуси, Финляндии и Чили, и мы, хоть и разговаривали на разных языках, сумели поставить и несколько раз показать на сцене свой мюзикл, в котором поднимались проблемы Чернобыля, экономического кризиса, безработицы… Все пели на своих языках, но публика осталась под большим впечатлением.
— Как я поняла, вы поете не только джаз?
— Но всей душой я за джаз! Хотя когда–то планировала связать свою жизнь с журналистикой, писала заметки в газеты, после 9–го класса даже поступала в лицей при БГУ с расчетом на журналистику. Но тогда мне не хватило баллов, и через год я решила подать документы в колледж искусств на эстрадный вокал. И неожиданно для себя поступила, причем сразу на бюджетное отделение, хотя конкурс был — 12 человек на место. Теперь уже и не представляю, что могла бы заниматься чем–то, кроме музыки…
— Хотя еще недавно джазом не увлекались вовсе?
— Но при поступлении в моем репертуаре была одна джазовая композиция. Думаю, благодаря этому мы и познакомились с Ольгой Владимировной Макушинской, которая начала заниматься со мной с первого курса. К слову, до этого Ольга Владимировна 7 лет проработала в джазовой музыкальной школе в Ростове–на–Дону, который считается чуть ли не столицей российского джаза. Приучать меня к своей любимой музыке мой педагог начала постепенно: сначала мы вместе ходили на концерты, я слушала джазовые записи, заглядывала в клубы послушать хороших инструменталистов… А позже у меня появились и предложения от самих музыкантов, сейчас я со многими сотрудничаю, пою в Symphonic Drive Orchestra под руководством Александра Липницкого…
— И часто выступаете в минских клубах и ресторанах…
— Но не столько ради денег, сколько для удовольствия! Джазовые музыканты — это ведь не такой уж большой творческий круг, а в клубах есть возможность увидеться, поддержать друг друга, придумать новый проект, устроить джем–сейшен и поимпровизировать. Где еще такое возможно? Вообще, как говорят наши джазмены, если вы хотите заработать денег, не занимайтесь джазом.
— А вот Лариса Долина часто рассказывала в своих интервью, как ей приходилось воевать с мамой, не одобрявшей ее первых концертов в ресторанах. Мол, не самая подходящая там среда для юной девушки…
— Во–первых, я с раннего детства была самостоятельной. И, к счастью, мама уже разделяет мою любовь к джазу, ходит на мои концерты и во всем поддерживает.
— С одной стороны, сделать карьеру джазового вокалиста в Беларуси непросто. Но с другой, когда практически никакой конкуренции…
— Ой, вы знаете, я и не хочу относиться к этому как к конкуренции. Нас не так много, нам надо быть единомышленниками. Поэтому я стараюсь поддерживать хорошие отношения со всеми своими коллегами… Возможно, буду продолжать свое образование за границей: было бы неплохо расширить свой кругозор, услышать выдающихся джазовых вокалистов не только в записях. Но всем сердцем я хочу вернуться сюда, потому что вижу, сколько здесь таких же увлеченных джазом, так же, как и я, мечтающих, чтобы и в Беларуси был свой джаз высочайшего уровня.
— А свои кумиры у вас есть?
— Конечно, и это не только вокалисты. Ведь еще Фрэнк Синатра говорил: «Певец может и должен учиться, слушая музыкантов»… Ну а среди вокалистов для меня безусловный эталон — Дайана Ривз. Она много гастролирует, правда, услышать ее «живьем», мне, к сожалению, пока не посчастливилось. Конечно, и в Минск приезжают джазовые исполнители, и практически всегда эти концерты проходят при полных залах. Публика–то есть! Когда–нибудь, я верю, и о современном белорусском джазе еще заговорят как о заметном явлении.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ