О конкурсе дипломных проектов молодых архитекторов
Сначала — о дамах. В Союзе архитекторов подведены итоги 5–го конкурса дипломных проектов молодых архитекторов, выпускников 2010 года. Вручены призы. Жюри, состоявшее из девяти маститых архитекторов, единодушно присудило Гран–при Веронике Гараниновой–Лазовской — «за смелое и оригинальное использование новаторских средств архитектуры и дизайна в создании целостной экологически целесообразной среды». Проект называется так: «Вязань–сити» — биопозитивное поселение. Архитектурный дизайн современного урбанизированного ландшафта».
Что могло удивить постороннего на церемонии? Все! Количество юных особ среди дипломантов (впрочем, женщин в этой профессии ничуть не больше, чем в других). Число участников: планшеты с конкурсными работами заняли три вместительных помещения в здании Союза архитекторов. Было представлено 115 проектов, из которых 81 принадлежал выпускникам вузов и 34 — колледжей.
Количество победителей: помимо главного приза, было вручено и множество дипломов разных степеней. Жюри оценивало проекты в трех номинациях: «Архитектура», «Градостроительство», «Архитектурный ландшафт, дизайн и интерьер».
Разнообразие творческих интересов молодых архитекторов и география их приложения: «Градостроительная реабилитация исторической части Жодино», «База отдыха и творчества в Могилевской области», «Молодежный комплекс в детской деревне в Бресте», «Многофункциональный комплекс в Минске»…
Но более всего удивило (и порадовало!) то, что молодые люди, оказывается, рвутся не только в бухгалтеры, финансисты и менеджеры. Представители этих профессий, при всем к ним уважении, решают проблемы сиюминутные. Архитекторы имеют дело с вечным. От них зависит, будет построенное на земле коробить взоры современников и потомков или радовать их.
Ведь что еще недавно представляла собой «современная белорусская архитектура»? В городе — панельные коробки жилых районов, различимые лишь размерами, за городом — пестрый, но столь же убогий дачный «самострой».
Всего за 10 — 20 лет пригороды изменились разительно. Достаточно взглянуть на любой из коттеджных поселков. Увы, в городах пока архитектурные шедевры в дефиците. С деревенскими ландшафтами тоже проблема. Немалая часть крестьянских домов в стране имеет облик и качество еще середины прошлого века.
Теперь профессия востребована. Архитекторов в стране готовят, помимо специализированного факультета БНТУ, еще несколько вузов: гомельский университет транспорта, брестский и полоцкий технические университеты, белорусский технологический, БГУ… Ежегодно ряды профессионалов пополняют примерно 250 их выпускников. Причем никто из них, по словам декана архитектурного факультета БНТУ Армена Сардарова, не остается без работы. А ведь есть еще колледжи. Набор на архитектурные специальности стабилен, в последние годы колебаниям не подвержен. Авторитет белорусских архитекторов признан: их работы присутствуют на всех значимых международных конкурсах и регулярно получают призы.
Проблемы, конечно, есть. В этом году, например, была выпущена первая группа архитекторов–реставраторов. В свое время «пробить» в инстанциях подготовку по новой специальности стоило немалого труда. Надо ли напоминать, что множество архитектурных раритетов в стране пребывают в бедственном состоянии, что их восстановление требует особых умений и знаний. На группу из 10 выпускников, однако, поступило лишь две заявки…
Но вернемся к главной теме. Самое необычное, на мой взгляд, случилось в конце церемонии. Когда спонсоры и партнеры конкурса объявили свои призы, на сцене возникли еще два, самых необычных. При Союзе архитекторов, оказывается, уже 20 лет действует детская студия. Здесь под руководством Александры Хмыль учатся рисовать даже 2 — 3–летние (!) малыши. Здесь когда–то училась обладательница Гран–при Вероника Гаранинова–Лазовская и ее коллега, участница конкурса Инна Амельченко.
Им и достались призы — в особой номинации «За верность детской мечте» — от нынешних студийцев, трехлетних Ульяны Сафроненко и Полины Кузнецовой. То были рисунки. На первом собачка со щенками видна отчетливо, на втором — неявно. «Это собачка спит в траве», — объясняла автор.
У архитекторов–дипломантов, разумеется, тоже были руководители. Это называется связью поколений, передачей традиций и мастерства от учителей к ученикам. Уверен, что лучшие времена белорусской архитектуры еще впереди. Надеюсь, кому–то еще посчастливится жить в домах, спроектированных если не Ульяной и Полиной, то их коллегами, ныне 3–летними студийцами.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ
По местам
Работа в тягость
Врачебная тайна
Приглашает БГУ
Первое рабочее место — как первая любовь