«А король–то ненастоящий!» — взвизгнула семья Майкла Джексона и ну трезвонить во все медиаколокола. И правильно сделала: вы бы как поступили, если бы близкий вам человек заговорил с вами не своим голосом? Озаботились бы его здоровьем? Подумали бы, что это с вами что–то не так? Или перевели бы «стрелу» на инопланетных чужих, которые подменили родственника? Я бы перевел. И семья перевела. Прослушала она готовящийся к выходу первый из новых посмертных дисков короля поп–музыки — и возмутилась: не все песни на пластинке исполняет Джеко! Кто–то иной, пусть даже и из сумрака, неумело спародировал Майкла. И козни в том, вестимо, выпускающей компании, вознамерившейся нещадно обогатиться на могиле кумира половины земного шара. Знать, не оставил после себя богатого вокального наследства Майкл, и приходится таким вот вульгарным образом выкручиваться акулам шоу–бизнеса. А дальше–то что будет! Обещаны же еще несколько альбомов в исполнении покойного! И кто на них споет?! Мрак и Бермуды. Так не допустим фарса! И семья вступила в роковой бой. Чем он закончится и кто там на самом деле пел, мы или узнаем, или узнаем, но гораздо позже.
Прецедентом в индустрии звукозаписи данный факт не служит. Так, к примеру, в одном из самых громких скандалов аналогичного рода оказался замешан суперизвестный поп–дуэт Milli Vanilli, оконфузившийся в 1989 году. В результате несчастного случая и его последствий — выступления под фонограмму — выяснилось, что вокальные партии на пластинке прописывали совсем другие артисты, нежели те, которые составляли группу. Мне до сих пор непонятно, отчего так тогда вздрогнул шоу–би (может, начал подчищать персональные грешки?), ведь продюсером коллектива являлся Фрэнк Фариан, который в начале творческого пути Boney M (тоже его проект) практиковал нечто подобное. На удивление «повторюша дядя хрюша» — советский музыкальный агитпром — не запоздал с плагиатом западного ноу–хау, а пошел в ногу. И не попсовыми лаптями, а рок–н–ролльно диссидентскими! Была когда–то такая группа «Рок–ателье», в которой принимал и выдавал товар Крис Кельми. Пел он, надо сказать, получше, чем Рома Жуков, но согруппник Анатолия (настоящее имя Криса) Александр Садо выглядел в амплуа вокалиста предпочтительнее. И музыканты ансамбля больше доверялись Садо, но певцом перед публикой желал фронтменствовать Калинкин (он же Кельми). И пару раз так и было: голос на записи принадлежит Александру, «поет» по телевизору руководитель. И сошло бы все легендарному рокеру, но тут некстати рекрутировал он на работу Вадима Усланова, записавшего с «Рок–ателье» хит «Ночное рандеву», с которым Крис Арьевич проделал тот же финт: рот открывал он, а голосом жертвовал Вадим. Не знаю, что у них случилось непогожим днем, но как–то Усланов взял и покинул знаменитую команду. Прихватив с собой вокал. Кельми, видимо, этого не знал и продолжал «усланить» «Рандеву» где только можно. Хозяин голоса терпел–терпел, да и высказал все, что думает по сему поводу. Пришлось Кельми накладывать на инструментал свое пение.
В ВИА «Земляне» все было честно, по договоренности. Главным вокалистом группы являлся клавишник Сергей Скачков. Но какому–то чиновнику не нравились усы музыканты. «Почему Сережка не сбреет усы? — недоумевал телевизионный начальник. — Как сбреет, мы его сразу и покажем поющим!» А Скачков уперся — ни пяди нотной за усы. И разумом босса «землян» Владимира Киселева решено было выдвинуть на передний «фанерный» план симпатичного гитариста Игоря Романова. Который многие годы пел нам про траву в иллюминаторе и путь домой голосом коллеги. Попса глядела на происходящие катаклизмы жадным взором и наматывала опыт на, пусть будет, ус. Первым перенял достижения рок– и поп–рок–артистов, естественно, первейший продюсер конца 80–х годов Андрей Разин. Размножив шоу–бизнес ксероксом «Ласковый май» на «ласковые маи», Разин, нисколько «не парясь», зарядил им одинаковую фонограмму. Однако вскоре самоуважение продюсера взыграло, и он дал вольную музыкантам на исполнение собственного репертуара. А в ансамбле «Мираж» отдувалась Маргарита Суханкина. Обладающая достойным вокалом девушка не обладала, по мнению менеджеров коллектива, достойной вокала внешностью. И трудовое собрание постановило: записывается Суханкина — пляшет с песней на сцене Овсиенко. Вероятно, такая перспектива — всегда быть в маске — не явилась для Маргариты чем–то оскорбительным, и от щедрот таланта она подарила голос и начинающей заканчивать певице Ветлицкой, и каким–то канувшим в замужестве исполнительницам. И Овсиенко, и Ветлицкая позднее запели сами и были популярны, их и сейчас кое–кто помнит. Околоэстрадные нелюди злопыхают, что и Мария Кац с Ольгой Дзусовой в тяжелые для российской поп–музыки годы не чурались «негритянщины», и их бэк–вокал затмевал на дисках голоса как минимум двух певиц, которых потом отнесли к топовым артисткам. Об одной из них я не слышал лет пять, а та, которая стала для нее исполнительницей для подражания (крепки метаморфозы!), обзавелась супругом столь же «бизнесовым», как и ее папа. Юлия Началова по красоте душевной и телесной прописывала дорожки девушкам с деньгами. Специалисты по мутной воде склоняли автора текстов группы t.A.T.u. Елену Кипер к тому, чтобы та громогласно заявила, как помогала вокалом в дебютном альбоме подружек. Ради любопытства отыщите сольные опусы Елены и сравните ее голос с голосами Катиной и Волковой: на чей похож? И Павлу Есенину — композитору и аранжировщику — приписывали вокалирование в группе Hi–Fi.
Наш же эстрадный омут на то и омут, чтобы скрывать на самом дне секреты. Ориентируясь на слухи, позволю себе намекнуть, что голос одного из самых современных популярных певцов прививали (когда он был никем) к деревцам подающих большие надежды исполнителей. Те еще растут, надежды все подают, а этот уже вырос и подал. Да как. Анна Богданова пела чуть ли не за всю группу «Лето». Говорят, что воспитанница продюсера Владимира Кубышкина Аня Шаркунова оттачивала свое мастерство, записывая вокализы едва ли не за целый девичий ансамбль. И не пропела мастерство!
А Джексона жаль. Как видно, долго ему не будет покоя. Даже там.
Автор публикации: Олег КЛИМОВ