Горячие метры

О рынке недвижимости

Специалисты говорят: рынок недвижимости коснулся дна. Понятие, конечно, довольно условное. Но то, что в самом «денежном» Минске количество сделок сократилось на 20 процентов, — факт. Цены в этом году ужались процентов на 10. Кульминацией процесса, пожалуй, стал провальный аукцион. В сентябре в доме по улице Есенина в среднем по 1.000 условных единиц за квадратный метр выставлялись несколько двухкомнатных и трехкомнатных квартир. Участвовать в торгах пожелал лишь один покупатель.

Однако экономическая теория гласит: все циклично. И погрузившись на дно, рынок неминуемо начнет всплывать. Похоже, процесс этот уже стартовал. В октябре на вторичном рынке в Минске заключено 750 с лишним сделок. Это чуть ли не на треть больше, чем месяцем ранее. А сейчас риэлтерам реально грезятся золотые времена, когда квартиры расходились, как горячие пирожки. Готовое жилье в самом низком ценовом диапазоне уходит в течение нескольких дней. Причем берут все: комнаты, «однушки» и даже 90–метровые «трешки» по 100 тысяч долларов уже не пугают минчан. Верный признак начала разогрева рынка.

Но в чем причины? Жилищный рынок — это вам не стихия. Спонтанным не бывает. Причин, как водится, несколько. Последствия мирового кризиса оказались достаточно своеобразными. Граждане не только не лишились последнего, а более того, накопили около 8 миллиардов долларов. Это (держитесь за стул) на 60 процентов больше, чем лежало на депозитах 1 января 2009 года. Плюс ставки по ипотечным кредитам фактически вернулись на докризисный уровень. В 2008–м нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан кредитовали под 13 процентов годовых, сейчас можно разжиться деньгами под 14,5 процента. Еще один немаловажный фактор — резкий прогрессирующий рост зарплат. Все это вместе и подталкивает: время покупать.

«Ой ли?» — могут возразить мне скептики. Вот сколько новостроек разбросано по Минску? И вообще, по генплану жилфонд главного города страны к 2030 году вырастет вдвое. А плюс еще пригород. Какой тут дефицит? Но давайте послушаем специалиста.

— В год на свободную продажу у нас строится примерно 400 тысяч квадратных метров жилья, — рассуждает Сергей Коренько, генеральный директор СООО «Ареса–Сервис». — На счетах у граждан 8 миллиардов долларов. По сути дела, это отложенный спрос, потому что доходы по вкладам в банках последние несколько лет были выше, чем от недвижимости, цены на которую только падали. Как только начнется обратный процесс, накопленные деньги вернутся на жилищный рынок. Но тогда, чтобы удовлетворить уже накопленный платежеспособный спрос, все стройки Минска должны работать не покладая рук как минимум десять лет…

Но даже если ажиотажа не случится, ожидать еще более низких цен на жилье, чем сейчас, вряд ли есть резоны. Дома становятся более энергоэффективными, красивыми и коммуникационно насыщенными. А все усовершенствования и новые технологии приходят к нам с Запада и недешевы. Кроме того, в нашей социально ориентированной экономике государство постоянно заботится о росте доходов населения как об одном из главных приоритетов. Увеличиваются пенсии, зарплаты, стипендии. Следовательно, появляется возможность больше тратить, в том числе на улучшение жилищных условий. Это куда разумнее, чем гоняться за долларом.

Припомните, сколько стоила однокомнатная квартира, допустим, в 2002 году? Около 10 тысяч долларов. В 1996–м — около 5 тысяч условных единиц, а сейчас примерно 35 — 50 тысяч. Чувствуете разницу? «Зеленый» обесценивается. Его нынешний рост — типичные сезонные колебания. Главное ведь в том, что правительства США и Евросоюза тушили финансовый кризис банальным печатанием денег. Их нынче в оборот выпущено столько, что ни доллару, ни евро большой веры нет. А недвижимость, золото и бриллианты — испытанные ценности.

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

Холодный душ

Говори, да не заговаривайся!

Заплати и отдыхай

Длинный доллар

Материализация собственности

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.