Шарль де Голль в свое время мечтал о Европе от Атлантики до Тихого океана. Теперь мечтать о Европе от Лиссабона до Владивостока взялся Владимир Путин. Готовясь к своему визиту в ФРГ, российский премьер–министр написал примечательную статью во влиятельную баварскую газету «Зюддойче цайтунг». Если отбросить все красивые пассажи об отмене виз и модернизации — это чужие коньки, Дмитрия Медведева, — главное предложение ВВП европейцам состоит в создании «гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, а в будущем — возможно, и зоны свободной торговли».
Действительно, зачем было пускать натовские бронетранспортеры на свою территорию (пока только транзитом, в Афганистан), если в экономическом плане ЕС и Россия до сих пор не являются союзниками. РФ так и не вступила в ВТО — единственная мировая держава за бортом этой организации — и определяющую роль в этом сыграли западные государства.
По мнению Владимира Путина, в результате объединения России и Европы будет получен общий рынок емкостью в триллионы евро. Евросоюз, которому нужны энергоресурсы и который не прочь поучаствовать в модернизации России за ее деньги, тем не менее осторожно изучает предложения российского премьера. В первую очередь потому, что у ЕС есть горький опыт общения с российскими энергетическими гигантами. К слову, Москва сегодня пытается склонить Киев к продаже своей газотранспортной системы. Виктор Янукович вынужден повторить тезис «оранжевых» властей, что это невозможно для суверенной Украины…
Как контрмера против монополии «Газпрома» в апреле прошлого года Европарламентом был одобрен так называемый «третий энергопакет» ЕС — проще говоря, план либерализации энергетического рынка Европы. Он предполагает, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. Какой скандал в свое время случился, когда российский монополист пытался попасть на газовый рынок Великобритании!
Премьер–министр России строго предупредил Евросоюз, что принятие «третьего энергопакета» может привести к дефициту энергоресурсов и росту цен на энергоносители в Европе. Он считает, что в последние годы тема энергетики была излишне политизирована «вплоть до того, что России приписывали намерение использовать поставки нефти и газа для решения каких–то политических задач». Между тем причина конфликтов, по выражению главы российского правительства, в том, что «после распада СССР Россия лишилась прямого выхода на крупнейшие экспортные рынки, возникла проблема стран–транзитеров с их стремлением использовать свое монопольное положение для получения односторонних преимуществ». Якобы именно поэтому правительства многих европейских стран, включая Германию, поддержали российские планы строительства обходных газопроводов по дну Балтийского и Черного морей…
Последний пример на тему того, кто кому и где мешает. Успешная реализация венесуэльского проекта Минском и запуск нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме пришлись явно не по вкусу кому–то в Москве. Иначе российская «Транснефть» не стала бы пугать Восточную Европу страшилками, что теперь, мол, возникнут проблемы с поставками российской нефти в страны региона. Пришлось украинским коллегам из «Укртранснафты» объяснять, что no problem, нефти на всех хватит…
Думается, что у европейцев есть свой сформировавшийся взгляд на те спорные моменты, о которых в своей статье говорил Владимир Путин. Образ надежного поставщика давно поблек и облупился. Не случайно Евросоюз всячески противится строительству упомянутого премьером «Южного потока» (северная ветка по дну Балтики в свое время показалась Германии привлекательной). Он вряд ли получит поддержку ЕС, там ясно дают понять, что не слишком заинтересованы в дальнейшем увеличении импорта энергоносителей из России. Сегодня 30 процентов импорта газа и 27 процентов сырой нефти приходятся на долю РФ. В Брюсселе отдают предпочтение газопроводу «Набукко» в обход России.
Российское «голубое топливо» обходится Европе слишком дорого по сравнению со сжиженным газом. Экспорт «Газпрома» фактически остается на уровне кризисного 2009 года, и не случайно основной зарубежный акционер газового монополиста немецкий концерн E.ON, по слухам, продает свою долю. Примечательно высказывание нового шефа компании Wintershall, принимающей участие в сооружении «Северного потока». Райнер Зеле признал: если бы решение об участии в этом российском проекте принималось в сегодняшних рамочных условиях, то оно было бы отрицательным. В отличие от Герхарда Шредера, в свое время нанятого «Газпромом» на работу, остальные немецкие политики предпочитают вести себя более осмотрительно в таких щепетильных сферах, как энергетика.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО