Долгий путь от Лиссабона до Владивостока

Шарль де Голль в свое время мечтал о Европе от Атлантики до Тихого океана. Теперь мечтать о Европе от Лиссабона до Владивостока взялся Владимир Путин. Готовясь к своему визиту в ФРГ, российский премьер–министр написал примечательную статью во влиятельную баварскую газету «Зюддойче цайтунг». Если отбросить все красивые пассажи об отмене виз и модернизации — это чужие коньки, Дмитрия Медведева, — главное предложение ВВП европейцам состоит в создании «гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, а в будущем — возможно, и зоны свободной торговли».

Действительно, зачем было пускать натовские бронетранспортеры на свою территорию (пока только транзитом, в Афганистан), если в экономическом плане ЕС и Россия до сих пор не являются союзниками. РФ так и не вступила в ВТО — единственная мировая держава за бортом этой организации — и определяющую роль в этом сыграли западные государства.

По мнению Владимира Путина, в результате объединения России и Европы будет получен общий рынок емкостью в триллионы евро. Евросоюз, которому нужны энергоресурсы и который не прочь поучаствовать в модернизации России за ее деньги, тем не менее осторожно изучает предложения российского премьера. В первую очередь потому, что у ЕС есть горький опыт общения с российскими энергетическими гигантами. К слову, Москва сегодня пытается склонить Киев к продаже своей газотранспортной системы. Виктор Янукович вынужден повторить тезис «оранжевых» властей, что это невозможно для суверенной Украины…

Как контрмера против монополии «Газпрома» в апреле прошлого года Европарламентом был одобрен так называемый «третий энергопакет» ЕС — проще говоря, план либерализации энергетического рынка Европы. Он предполагает, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. Какой скандал в свое время случился, когда российский монополист пытался попасть на газовый рынок Великобритании!

Премьер–министр России строго предупредил Евросоюз, что принятие «третьего энергопакета» может привести к дефициту энергоресурсов и росту цен на энергоносители в Европе. Он считает, что в последние годы тема энергетики была излишне политизирована «вплоть до того, что России приписывали намерение использовать поставки нефти и газа для решения каких–то политических задач». Между тем причина конфликтов, по выражению главы российского правительства, в том, что «после распада СССР Россия лишилась прямого выхода на крупнейшие экспортные рынки, возникла проблема стран–транзитеров с их стремлением использовать свое монопольное положение для получения односторонних преимуществ». Якобы именно поэтому правительства многих европейских стран, включая Германию, поддержали российские планы строительства обходных газопроводов по дну Балтийского и Черного морей…

Последний пример на тему того, кто кому и где мешает. Успешная реализация венесуэльского проекта Минском и запуск нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме пришлись явно не по вкусу кому–то в Москве. Иначе российская «Транснефть» не стала бы пугать Восточную Европу страшилками, что теперь, мол, возникнут проблемы с поставками российской нефти в страны региона. Пришлось украинским коллегам из «Укртранснафты» объяснять, что no problem, нефти на всех хватит…

Думается, что у европейцев есть свой сформировавшийся взгляд на те спорные моменты, о которых в своей статье говорил Владимир Путин. Образ надежного поставщика давно поблек и облупился. Не случайно Евросоюз всячески противится строительству упомянутого премьером «Южного потока» (северная ветка по дну Балтики в свое время показалась Германии привлекательной). Он вряд ли получит поддержку ЕС, там ясно дают понять, что не слишком заинтересованы в дальнейшем увеличении импорта энергоносителей из России. Сегодня 30 процентов импорта газа и 27 процентов сырой нефти приходятся на долю РФ. В Брюсселе отдают предпочтение газопроводу «Набукко» в обход России.

Российское «голубое топливо» обходится Европе слишком дорого по сравнению со сжиженным газом. Экспорт «Газпрома» фактически остается на уровне кризисного 2009 года, и не случайно основной зарубежный акционер газового монополиста немецкий концерн E.ON, по слухам, продает свою долю. Примечательно высказывание нового шефа компании Wintershall, принимающей участие в сооружении «Северного потока». Райнер Зеле признал: если бы решение об участии в этом российском проекте принималось в сегодняшних рамочных условиях, то оно было бы отрицательным. В отличие от Герхарда Шредера, в свое время нанятого «Газпромом» на работу, остальные немецкие политики предпочитают вести себя более осмотрительно в таких щепетильных сферах, как энергетика.

Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО

Ещё :

  • December 19, 2010 -- За каждое спамерское письмо – штраф $500!
    Сенат штата Калифорния одобрил закон согласно которому за каждое спамерское послание виновный может быть оштрафован на сумму 500 долларов.За этот закон проголосовал 2...
  • January 11, 2011 -- Победа отечественной дипломатии
    akto.kz, 4 декабря Общественность Актюбинской области направила телеграмму Главе государства Нурсултану Назарбаеву, в которой выражается огромное воодушевление от ит...
  • October 8, 2010 -- Нет оснований&quot
    "Записка Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретарей ЦК КПСС о нецелесообразности восстановления звания народного артиста РСФСР Ф.И. Шаляпину3 октября 1956 г....
  • November 11, 2010 -- Sluchai – 11
    Постсоветская производственная проза…a11 учился в университете и работал в маленькой интернет-компании A. Кроме него, в компании работало еще три человека: «консульта...
  • December 14, 2010 -- Дорога дальняя — заботы общие
    Логистика эффективного экономического взаимодействия К 2015 ГОДУ в Беларуси будут созданы 7 транспортно–логистических центров (ТЛЦ) республиканского предприятия «Бел...
  • December 6, 2010 -- Во второй тур выборов башкана Гагаузии вышли М.Формузал и Н.Дудогло
    Первый тур выборов главы (башкана) автономно-территориального образования Гагаузия на юге Молдовы, прошедший 12 декабря, не выявил победителя. Как сообщили в Централь...
  • December 6, 2010 -- За выходные на дорогах Санкт-Петербурга и Ленобласти погибло 8 человек
    11 ДТП с тяжелыми последствиями произошло за минувшие выходные на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как сообщили сегодня, 13 декабря,  в пресс-службе ...
  • January 11, 2011 -- Бюджет Кабардино-Балкарии принят в первом чтении
    Парламент Кабардино-Балкарии принял в первом чтении проект закона “О республиканском бюджете” на 2011 год, передает корреспондент  Новости. Как сообщил министр финанс...
  • October 30, 2010 -- Германия
    Новые не известные страны всегда притягивали людей. Наверное, такое сильное качество человека, как любопытство, породило любовь к путешествиям. Редко встречаются люди...
  • December 18, 2010 -- Индивидуальный подход в европейских отелях Marriott
    Гостиничная группа Marriott откроет три новых бутик-отеля Renaissance в Европе до 2013 года. В швейцарском Луцерне в 2011 году появится гостиница на 87 номеров. Еще о...
  • December 22, 2010 -- В Оренбуржье суды удовлетворяют большинство исков о защите прав потребителей
    В Оренбуржье за десять месяцев 2010 года специалистами Роспотребнадзора в суды направлено 34 исковых заявления в защиту интересов потребителей, в том числе 32 в защит...
  • October 5, 2010 -- «Жемчужина» в сосновом лесу
    Дети из пострадавших от чернобыльской аварии регионов оздоравливаются по союзным путевкам ВО ВРЕМЯ моего приезда в детский реабилитационно–оздоровительный центр «Жем...
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.