Меня терзают смутные сомнения…

Ростов Великий — один из самых древних городов России. Он появился, когда и России-то как таковой не было! Но при всем своем величии Ростов ничуть не загордился и не утратил ироничного к себе отношения.

Начинается земля, как известно, от Кремля

Это поэтическое заявление вполне справедливо и для Ростова. Улицы здесь лучами разбегаются от кремля, поэтому с какой бы стороны вы ни приехали — кремль точно не пропустите! Расположенный на берегу озера Неро и окруженный зеленым парком, он возвышается над городом, словно сказочный остров. Вот только настроиться на серьезный лад в Ростовском кремле никак не получается. Стоит лишь взглянуть на белокаменные стены и башни, как сразу вспоминаются кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда толпа стрельцов гонится за Куравлевым и Яковлевым с криками «Живьем брать демонов!». Говорят, когда шли съемки этого эпизода, сюда нагрянула группа иностранных туристов, и многие из них всерьез решили, что в России началась революция. Сотрудники музея «Ростовский кремль» с тех пор стали использовать в своей работе яркие кинематографические образы, например встречают экскурсионные группы в стрелецких кафтанах и предлагают заезжим гостям сфотографироваться в царском облачении.

Выбор Гайдая можно понять. С одной стороны, в Ростовском кремле присутствуют все необходимые кремлевские атрибуты. С другой стороны, выглядит этот ансамбль совсем не устрашающе, как положено оборонительному сооружению, напротив, даже празднично: зеленая лужайка посреди двора, маленький прудик, аккуратные, словно игрушечные, башенки. И стены больше похожи не на крепостные сооружения, а на прогулочные галереи.

Дело в том, что Ростовский кремль вовсе и не кремль как таковой, а митрополичий двор. Резиденция митрополита Ионы Сысоевича в Ростове появилась в конце XVII века. Двор выстроили в виде кремля исключительно в декоративных целях — ведь к тому времени эпоха возведения каменных крепостей в России уже давно прошла. Тем не менее название «кремль» прочно закрепилось за Ростовским митрополичьим двором.

Лью колоколишки, дивятся людишки

Самый главный аттракцион Ростовского кремля — прогулка по его стенам, чем-то напоминающим лабиринт. По ним можно сделать почти полный круг — полюбоваться свысока на тихое озеро Неро, на новенькие, еще недостроенные деревянные избы в митрополичьем саду, а заодно осмотреть по очереди все храмы, соединенные друг с другом переходами: Воскресенскую церковь, маленькую церковь Одигитрии, церковь Иоанна Богослова.

Хотя кремлевские стены изначально не были рассчитаны на военные действия и выполняли декоративную функцию, у них есть все оборонительные атрибуты: бойницы, тайники и так называемые схроны для укрытия. Заканчивается маршрут за зданием Красной палаты, гостевого дворца русских царей, — как раз там, где расположена Трапезная палата. По своему внутреннему убранству и стилю обслуживания трапезная больше похожа на классический советский ресторан, но кухня в ней действительно русская и очень вкусная.

Чуть в стороне за кремлевскими стенами находится Соборная площадь, над ней возвышается главный храм Ростова Великого — Успенский собор. Он возведен задолго до самого кремля — в начале XVI века, а основан и того раньше — в 991 году! К сожалению, сейчас собор находится на реставрации и спрятан за строительными лесами, поэтому все внимание туристов достается стоящей рядом звоннице.

Звонницу строил самый первый хозяин Ростовского кремля митрополит Иона Сысоевич. Рассказывают, что в письме к своему другу он хвастался: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». Правда это или нет, но дивиться действительно было на что. Всего для звонницы отлили 13 колоколов. Главный из них, весивший 2000 пудов (32 000 килограммов), назвали Сысоем — в честь отца митрополита. Другим колоколам имена дали не менее благозвучные: Лебедь, Полиелейный, Баран, Козел, Голодарь, Зазвонный. Ростовские звоны до сих пор считаются одними из самых мелодичных в России!

Удивительно, но все колокола сохранились до нашего времени, в том числе и Сысой. Он выглядит как настоящий царь-колокол, только в отличие от своего московского старшего брата еще действующий. Тысячепудовый колокол можно потрогать руками и даже попытаться раскачать язык — если, конечно, сил хватит. Правда, проход на звонницу настолько узкий, что полный человек рискует застрять между стен, а уж вдвоем разойтись и вовсе невозможно. Из-за этого экскурсанты выполняют определенный ритуал: тот, кто находится у, перед спуском должен высунуться наружу и громко крикнуть: «Спускаюсь!». И люди внизу терпеливо ждут его возвращения.

Окончание следует.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.