Дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики

Объективный анализ, логика и последовательность наших преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управления экономикой.

Об этом сказал Президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, которое состоялось 12 ноября в Ташкенте.

По мнению главы нашего государства, в первую очередь нам необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий, в которой любой частный собственник должен быть уверен, что приобретенная или созданная им законным путем частная собственность неприкосновенна.

Каждый предприниматель должен знать, что он может без боязни инвестировать в свой бизнес, расширять производственную деятельность, увеличивать объемы производства и получаемые доходы, владеть, использовать, распоряжаться своим имуществом, имея в виду, что государство стоит на страже законных прав частного собственника.

В этих целях необходимо разработать и принять Закон “О защите частной собственности и гарантиях прав собственников”, который бы закрепил основные гарантии государства по отношению к частной собственности, являющейся основой рыночной экономики.

В целях совершенствования системы управления, устранения излишних бюрократических барьеров важное значение будет иметь разработка и принятие Закона “О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности”.

Нам необходимо четко определить строго ограниченный перечень и виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, решительно сократив излишние и установив законодательный запрет на введение новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законом.

Для расширения малого бизнеса и предпринимательства настало время законодательно определить новую организационно-правовую форму бизнеса – семейный бизнес. Эта форма организации бизнеса в нашей стране полностью соответствует сложившимся национальным традициям ведения бизнеса и объективным реалиям хозяйственной деятельности.

“Уверен, что создание законодательной базы его организации позволит повысить правовые гарантии семейного бизнеса, создать условия для быстрого и широкого развития семейного бизнеса в различных сферах экономики и открытия новых рабочих мест”, – отметил И.Каримов.

Наша финансово-банковская система доказала свою устойчивость и надежность в период финансово-экономического кризиса. Вместе с тем ее дальнейшее укрепление связано также и с привлечением в банковско-финансовую сферу частного капитала посредством формирования законодательных основ создания частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, кредитные союзы, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности.

Это будет способствовать расширению конкуренции и повышению качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг, создаст условия для развития современной, рыночной инфраструктуры, отвечающей самым высоким международным стандартам.

Отдавая должное огромной работе, сделанной в предыдущие годы по формированию надежной законодательной базы рыночных преобразований, мы должны признать, что многие существующие законы с учетом практики их применения и новых реалий развития рыночных отношений в стране нуждаются в серьезном пересмотре.

К примеру, у нас практически все производственные объекты созданы по принципу акционерных компаний, однако зададимся вопросом – в какой мере акционерные компании работают в соответствии со своим статусом и в какой мере они пользуются этими правами. Какие механизмы необходимо задействовать, чтобы акционерные компании работали в соответствии со своим рыночным статусом.

В этой связи необходимо критически переосмыслить, разработать и принять новую редакцию Закона “Об акционерных обществах и защите прав акционеров”, более четко определив в нем полномочия, права и ответственность органов корпоративного управления и контроля, чтобы повысить роль и значение Наблюдательных советов, общих собраний и ревизионных комиссий акционерных обществ, обеспечить большие гарантии для миноритарных акционеров, расширить доступ всех акционеров и потенциальных инвесторов к информации о деятельности акционерных компаний.

Продолжает оставаться актуальным вопрос о принятии законов, которые бы обеспечили дальнейшее расширение масштабов роли и доли в экономике страны малого бизнеса и, в первую очередь, частного предпринимательства.

Несмотря на то, что доля малого бизнеса в этом году превысит 50% в ВВП, тем не менее он не занимает ведущей роли в сфере реальной экономики, в первую очередь – в промышленности.

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо подготовить новую редакцию Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”, в которой предусмотреть: упрощение схемы доступа для создания субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление большей свободы для их деятельности, стимулирование этого сектора за счет таких механизмов, как кредитование, доступ к ресурсам, получение государственных заказов, предоставление новых льгот для реализации производимой ими продукции, поэтапного перехода в соответствии с международной практикой на форму ежегодного декларирования доходов, дальнейшего упрощения системы финансовой и статистической отчетности, в том числе представление ее в уполномоченные государственные органы в электронной форме.

В развитии конкуренции, которая лежит в основе рыночных отношений, большую роль играет антимонопольное законодательство. Однако действующий у нас Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устарел и не отвечает современным требованиям.

Нам необходимо разработать и принять новый Закон “О конкуренции”, в котором ввести нормы, регулирующие монополистическую деятельность не только на товарных, но также и на финансовых рынках, ввести нормы по антимонопольному регулированию биржевых торгов, упростить процедуры контроля и регулирования сделок слияния, присоединения и покупки акций.

Сегодня более 80% ВВП в стране обеспечивает негосударственный сектор. Надо признать, что принятый еще в 1991 году Закон “О разгосударствлении и приватизации” сегодня требует пересмотра и принятия в новой редакции, несмотря на то, что за истекший период обеспечена консолидация более 80 подзаконных актов.

Необходимо и далее расширять долю негосударственного сектора и привлекать частных инвесторов в ведущие важнейшие отрасли экономики, сохранив за государством контрольный пакет или “золотую” акцию в стратегически важных отраслях и предприятиях страны.

При этом надо предусмотреть открытость и публичность приватизационных сделок, расширение участия частного сектора в процессах приватизации, обеспечение равного доступа к приватизации для всех категорий потенциальных инвесторов.

В развитие указанных основополагающих законов потребуется принятие также и других новых законов, способствующих дальнейшему продвижению по пути к свободной рыночной экономике, как, например, “О деятельности кредитных бюро и обмене кредитной информацией”, “О залоговом реестре”, “О риэлтерской деятельности”, “Об инвестиционных и паевых фондах”, “Об инновациях и модернизации экономики” и других законов, востребованных логикой и динамикой рыночных преобразований, осуществляемых в Узбекистане.

Определяя важнейшие перспективы и приоритеты экономического развития страны, нам необходимо особое внимание уделять росту внутреннего спроса. Реализация такого курса в Антикризисной программе мер по нейтрализации последствий мирового финансово-экономического кризиса за истекшие годы полностью себя оправдала. Следует подчеркнуть, что именно такой позиции сегодня придерживаются многие азиатские страны.

“Наша важнейшая задача в ближайшей перспективе – продолжить начатое – обратить особое внимание на дальнейшее увеличение потребительского спроса населения, в первую очередь за счет развития социальной сферы и сектора услуг, опережающей реализации проектов по вводу инфраструктурных, транспортных и коммуникационных объектов, поступательного повышения оплаты труда”, – подчеркнул Президент Узбекистана И.Каримов.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.