Пациент всегда прав

На рынке страхования появилась новая услуга: пациент, которому предстоит операция, может застраховать себя от возможных рисков и осложнений в послеоперационный период. Несколькими годами ранее такая возможность — обезопасить себя от выплат на случай врачебной ошибки — была предоставлена медикам. Но ни тот ни другой вид страхования пока не пользуются популярностью, на которую можно было бы рассчитывать.

Поставщик и потребитель

Вероятно, об этих услугах просто мало кто знает? Или все дело в безграничном доверии пациента к врачу и в то же время некоей фатальности: чему быть, того не миновать? А может быть, страхование врачей от ошибок, а больных — от нежелательных последствий лечения — и вовсе лишняя мера? Ведь в законе о здравоохранении четко прописано так называемое правило информированного согласия пациента. Человека, которому предстоит, например, сложная операция, врачи предупреждают о возможных последствиях. Соглашаясь или отказываясь от медицинского вмешательства, пациент ставит подпись в специальном документе. Таким образом, он предупрежден, а врач, в свою очередь, избавлен от ответственности за возможные осложнения после правильно проведенной процедуры. Тоже своего рода страховка.

— Я только за гарантии страховщиков медикам и пациентам! — объясняет свою позицию заместитель председателя комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Граньков. — Сегодня речь идет о медицинской услуге, которую оказывают врачи и медработники. Она имеет свои определенные стандарты, алгоритмы, прописанные в протоколах диагностики, лечения. Это цивилизованный подход. Сейчас пациент выступает в роли потребителя услуги. Поэтому и ту и другую сторону нужно обезопасить от возможных рисков. А они, к сожалению, есть и всегда были. Даже когда врач все сделал правильно, 100–процентной гарантии, что пациент пойдет на поправку без проблем, не будет. Нет идеальной медицины, потому что нет идеальных пациентов.

Это все равно что две подруги с одинаковым размером обуви купят одинаковые сапоги одной фирмы–производителя. Только одна в них будет «летать», а второй уже назавтра они натрут мозоли на пятках. Так и в медицине. Кто–то после удаления аппендицита через неделю пойдет вприсядку, а у кого–то рана будет плохо заживать, при том что обе операции проводил один хирург и с педантичной точностью. Разница лишь в том, что сапоги без лишних трат можно обменять в магазине. А вот на восстановление после операции с осложнениями могут понадобиться дополнительные средства.

— Именно для этого и разработана такая услуга, как страхование рисков оперативных вмешательств, — подтверждает ведущий специалист отдела развития страхования «Белгосстраха» Алла Максименко. — Страховой полис — это своего рода финансовая поддержка пациента. В случае чего выплаты по страховке он может потратить на восстановление после операции или дополнительное лечение.

Не всем и каждому

Поскольку в стране ежегодно проводятся сотни тысяч операций различной степени сложности, у дверей страховых компаний, по идее, должны выстраиваться очереди из желающих получить финансовую помощь, если лечение пойдет не так гладко, как хотелось бы. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что воспользоваться гарантиями страховщиков могут далеко не все, кто ложится на операционный стол. Например, пациенты, у кого потенциальный риск осложнений намного выше: состоящие на наркологическом, психоневрологическом, противотуберкулезном, кожно–венерологическом, онкологическом учете, ВИЧ–инфицированные, больные СПИДом, а также инвалиды I группы. Исправлять недостатки внешности под скальпелем пластического хирурга и удалять зубы тоже придется в прямом смысле на свой страх и риск.

— Хотя чаще всего страховые случаи и выплаты по ним связаны именно со стоматологией, — признается Алла Максименко. — К стоматологам легче предъявить претензии: работу специалиста каждый способен оценить невооруженным глазом. Но в данном случае о компенсации может идти речь, только если застрахован врач. Выплаты по его страховке получит пострадавшее лицо — пациент.

Получается этакое взаимовыгодное сотрудничество, когда клиент в любом случае прав, то есть в выигрыше, а поставщик услуги избавлен от необходимости расплачиваться за ошибки из собственного кармана. Но не приведет ли это к тому, что врач, имея гарантии страховщиков, априори будет расслаблен, а пациент изначально настроен на худшее?

— Исключено, — уверена Алла Максименко. — Потому что не может, например, хирург поликлиники застраховать сам себя. В роли страхователя обязано выступать только юридическое лицо — в данном случае администрация поликлиники. А она и так несет ответственность за свои кадры.

— Мы ведь говорим не о халатности и небрежности врачей — это вообще профессиональные преступления, которые практически исключены, — согласен Вячеслав Граньков. — Просто в медицинской практике немало случаев, когда лечение проведено правильно, тем не менее возникли непредвиденные обстоятельства, которые и привели к осложнениям. Или, бывает, болезнь протекает атипично либо скрытно, с трудом поддается диагностике. То есть действия медиков не являются, по сути, причиной или первопричиной осложнений, но пациенты предъявляют претензии именно к ним. Поэтому мы даже поднимали вопрос об обязательном страховании врачей. Но пока право страховать своих работников остается добровольным, причем только за внебюджетные средства.

Что же касается нас с вами, потенциальных потребителей медицинских услуг, то прежде незыблемое правило «от болезни никто не застрахован», как видите, уже не так однозначно.

Справка «СБ»

Минимальная сумма, на которую можно застраховать себя от риска осложнений после операции, — 1 тысяча евро. Взнос при этом составит 33 евро. Срок действия полиса — 1 месяц. Выплата компенсации гарантирована, если осложнения (кровотечение, инфицирование, иная патология, связанная с операцией) возникли в ранний послеоперационный период — до 10 дней включительно.

«Есть вопрос»

Фото: Виталий ГИЛЬ

Есть такая профессия — «пациент»

Сам себе эскулап

На всякий случай. Страховой

Длинный доллар

Лекарство не должно быть горше болезни

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.