Ее организаторами выступили Институт по изучению гражданского общества, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Офис координатора проектов ОБСЕ в нашей стране.
В конференции приняли участие эксперты из Великобритании, Германии, Италии, Сингапура, США, Украины, Японии, представители аккредитованных в Ташкенте международных организаций и дипломатических миссий, члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представители институтов гражданского общества Узбекистана.
Целью конференции стал обмен мнениями по вопросам реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной в докладе Президента Ислама Каримова на совместном заседании обеих палат парламента Узбекистана 12 ноября этого года.
В выступлениях ее участников было особо отмечено, что осуществляемые в Узбекистане масштабные преобразования характеризуются поэтапностью, системностью и последовательностью, они проводятся комплексно, с учетом изменений в общественно-политической, экономической и других сферах.
Разработанная главой нашего государства Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране знаменует новый этап в развитии Узбекистана. Ее реализация станет основой для выполнения поставленной задачи – войти в число развитых демократических государств мира.
Зарубежные эксперты подчеркивали, что в ходе демократических реформ в Узбекистане кардинально сокращены полномочия властных структур, осуществляется децентрализация управления, укрепляются парламентская и многопартийная системы. Все это – необходимые условия для построения сильного гражданского общества.
Реализация всесторонне продуманной и обоснованной концепции, в которой четко определены пути углубления проводимых в стране преобразований, создаст благоприятные условия для дальнейшего развития институтов гражданского общества, их социального партнерства с органами государственной власти и управления, активного участия неправительственных некоммерческих организаций в выполнении социальных программ на местах, принятии значимых для государственного и общественного строительства решений.
Участники конференции обменялись мнениями о ходе осуществляемых в Узбекистане экономических реформ, которые дают наглядные результаты. В то время как в большинстве стран мира в результате глобального финансово-экономического кризиса наблюдалось существенное падение производства, в нашей стране в рамках выполнения Антикризисной программы мер были обеспечены высокие темпы экономического роста и социального развития.
Зарубежные эксперты большое внимание уделили также проведению в нашей стране реформ в судебно-правовой системе. Отмечалось, что продолжающаяся либерализация этой сферы на основе совершенствования национального законодательства способствует полному обеспечению законных прав и интересов граждан.
Фрэнк Лемке, член общества дружбы “Германия-Узбекистан” (Германия): “Демократические и экономические реформы, осуществляемые в Узбекистане под руководством Президента Ислама Каримова, непосредственно связаны с развитием гражданского общества. Все преобразования свидетельствуют о демократизации страны в целом. Важно, что политику главы государства поддерживает весь народ. Предложенная главой вашего государства передача некоторых полномочий Президента парламенту страны, система избрания Премьер-министра является важнейшим новшеством. Когда депутаты, избранные народом, чувствуют свою ответственность и берут на себя такие полномочия, развивается гражданское общество. Все это может служить примером реального развития демократии для многих государств”.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества (Украина): “Отказ в Узбекистане от “шоковой терапии” и выбор собственной модели развития, основанной на поэтапном и последовательном проведении реформ, был самым правильным путем становления молодого независимого государства. Концепция проведения дальнейших преобразований, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, дает новый импульс развитию демократических институтов, создает устойчивую платформу многопартийности, повышения роли общественных организаций, одним словом, поднимет на качественно новый уровень ход реформ. В отличие от большинства стран СНГ еще в 2007 году по инициативе Ислама Каримова из Конституции страны была исключена норма о том, что Президент одновременно является главой исполнительной власти. Следующий очень важный шаг – то, что формировать правительство теперь будет парламент и парламентское большинство.
Значительно повышается ответственность политических партий за реализацию социально-экономического курса правительства. Важнейшими задачами, поставленными в концепции, являются принятие Закона “О социальном партнерстве”, превращение махалли в центр адресной социальной поддержки населения, дальнейшее развитие частного предпринимательства и семейного бизнеса. Уникальным является опыт Узбекистана, когда государство выступает спонсором социально значимых проектов. Во многих странах на постсоветском пространстве главные грантодатели – это западные благотворительные фонды. Если нет политической воли государства в поддержке и развитии национальных институтов гражданского общества, то оно начинает воспринимать государство как оппонента. Так, в отличие от Узбекистана, происходит в Грузии, Украине, Кыргызстане. Узбекистан имеет богатый опыт в формировании гражданского общества, который будет полезен другим странам СНГ, в том числе Украине”.
Святослав Вараджаков, эксперт Кембриджского форума по Центральной Азии (Великобритания): “В докладе Президента Ислама Каримова были определены наиболее значимые направления дальнейшего развития всех сфер жизни страны. В частности, это реформы в социально-экономической и судебно-правовой сферах, а также по развитию институтов гражданского общества. Намеченные преобразования получили полную поддержку народа Узбекистана и повысили политический рейтинг вашей страны на международной арене. Они свидетельствуют о демократизации страны и показывают готовность широкой общественности и правительства к эффективному взаимодействию. Выдвинутая главой государства концепция станет стимулом и для иностранных инвесторов, желающих работать в Узбекистане.
Динамичный рост ВВП страны свидетельствует о результативности реформ. В Узбекистане государство постоянно сокращает свое вмешательство в экономику, но остается эффективным менеджером, проводником необходимых структурных и налоговых преобразований”.
Кларк Плексико, директор представительства Национального демократического института (США) в Узбекистане: “Эффективная модель реформ, выбранная Узбекистаном, может быть успешно применена и в других странах. Выступление Президента Ислама Каримова на совместном заседании обеих палат парламента является важным фактором для дальнейшего развития вашей страны в реализации принципа перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу. Следует более детально изучать и шире распространять опыт Узбекистана в области демократизации”.
Вольфганг Шрайбер, президент общества дружбы “Германия-Узбекистан” (Германия): “Махалля – это уникальный институт гражданского общества Узбекистана. Посредством деятельности махалли происходит выражение мыслей, желаний, интересов людей. Она является своеобразным голосом народа. Выступление Президента страны на совместном заседании обеих палат парламента дало новый мощный импульс развитию гражданского общества. В стране все больше будет расти роль махалли, политических партий”.
Как сообщает УзА, по итогам обсуждения, прошедшего в ходе открытого диалога, участники международной конференции пришли к единому мнению о том, что осуществляемые в Узбекистане комплексные демократические реформы дают весомые позитивные результаты. Реализация выдвинутой главой нашего государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране станет основой для еще большей демократизации всех сфер жизни.
На конференции был сделан вывод о том, что опыт Узбекистана может служить для многих государств мира примером последовательного эффективного реформирования и модернизации страны на основе принципов демократии.