В интервью Новости одесский политический эксперт Артем Филипенко излагает свое видение внешней политики Украины на юго-западном направлении.
Новости: Можно ли говорить о наличии румынской угрозы в отношении юго-запада Украины? Что Киев может и готов противопоставить румынской экспансии в Одессе и Черновцах?
Сегодня в Румынии есть, и это ни для кого не секрет, политические силы, которые выступают за так называемое возвращение Бессарабии и Северной Буковины. Кроме того, поддержка соотечественников, к которым румынское руководство относит и родственных румынам молдаван, остается в числе приоритетов румынской внешней политики. Наконец, не стоит забывать и об общественном сознании, прежде всего об историческом сознании румын, для которых Бессарабия и Северная Буковина – неотъемлемые части территории Румынии. Однако на мой взгляд, украинские политики и журналисты слишком большое внимание уделяют заявлениям отдельных румынских политиков, в то время, как реальная угроза национальным интересам Украины сегодня находится в другой плоскости. В конце концов, в России есть политики, выступающие за “русский Крым”, но не они определяют лицо украино-российских отношений. Гораздо большую угрозу бессарабским территориям представляет равнодушное отношение Киева к проблемам региона. “Оранжевая пятилетка” была для украинской Бессарабии периодом упущенных возможностей. Была практически свернута реализация Комплексной программы развития украинского Придунавья, утвержденная в 2004 году, так и не решился вопрос со строительством автотрассы Одесса-Рени, которая должна стать осью транспортной инфраструктуры в регионе, проигран суд в Гааге о размежевании морской экономической зоны в районе острова Змеиный. В то же время и Румыния, и Молдавия сделали все для усиления позиций на Дунае. Молдавия построила порт Джурджулешть и железную дорогу к нему в обход Украины, Румыния вкладывает значительные средства в модернизацию порта Галац. Все обращают внимание на слова румынского президента Траяна Бэсеску, но практически не обращают внимания на проект AGRI по транспортировке азербайджанского газа в Румынию. Только за прошедший год Румыния подписала соглашения о стратегическим партнерстве с Азербайджаном и Польшей, наладила конструктивные отношения с Грузией. Все эти государства в той или иной мере рассматривались и как стратегические партнеры Украины. Румыния для Украины прежде всего конкурент, и конкурент очень серьезный. Недаром Бухарест стремится сохранить монополию на выход из Дуная в Черное море, перетягивает на свою сторону бывших партнеров Киева. В этой конкурентной борьбе Украина может выиграть только если она будет вкладывать средства в развитие юго-западных районов Одесской области и в Черновицкую область, реализовывать стратегические проекты на этих территориях, развивать инфраструктуру, создавать новые рабочие места. И Одесская, и Черновицкая области – это своеобразные форпосты в отношениях Украины с Румынией и Евросоюзом, и, как форпосты, они должны пользоваться приоритетным вниманием государства.
Новости: Есть ли какие-либо данные о количестве граждан Румынии в Одесской и Черновицкой областях? Может ли государственная поддержка именно молдавской идентичности диаспоры стать препятствием для румынского влияния в этих областях?
Неофициальные данные разнятся между собой. Некоторые источники указывают на то, что в целом на Украине количество выданных румынских паспортов исчисляется несколькими десятками тысяч. Однако, этот процесс, судя по всему, более интенсивно происходит в Черновицкой области, чем в Одесской. Не стоит забывать, что обладание румынским гражданством для многих граждан Украины, прежде всего, облегчает поиск работы за рубежом, а также дает дополнительные возможности в получении образования. То же самое можно сказать и о гражданах Молдавии. Здесь на первом месте находится экономический фактор, а политический – на втором. Поэтому государственная поддержка со стороны Украины молдавской идентичности, при всей ее важности и необходимости, не может заменить собой меры социально-экономического порядка по развитию молдавских сел в Придунавье. У молдавского населения Одесской области так же, как и в самой Молдавии, присутствует своеобразный “стихийный молдовенизм”, то есть, когда молдаванин идентифицирует себя именно как молдаванина, как “нерумына”. И вообще, за исключением, узкого круга интеллигенции, вопрос о том, являются молдаване отдельной нацией или только бессарабской ветвью румын, пока что мало волнует среднестатистического молдаванина. Однако возникает вопрос – может ли государство Украина брать на себя функции воспитания у молдаван собственной национальной идентичности, если то государство, в котором молдаване составляют большинство и которое носит название титульного этноса, т.е. сама Молдавия, до сих пор не решило для себя этот вопрос? Что сама Молдавия делает для того, чтобы молдаване, живущие на Украине, осознавали себя молдаванами? Думаю, для украинского государства гораздо важнее было бы формирование и у молдаван, и у румын, живущих на его территории, осознания себя гражданами Украины, того государства, которое может защитить их интересы, их социальные, экономические и национальные права.
Новости: Как можно оценить конкуренцию между одесскими портами и румынской Констанцей, а также ситуацию с загруженностью дунайских каналов? Если ли позитивные для Украины тенденции в этом вопросе?
Если бы позитивных тенденций не было, то Румыния вряд ли уделяла такое внимание его функционированию. Например, 11 ноября на канале зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов – за сутки устьем Быстрое проведено 19 судов. Тем самым были подтверждены проектные возможности глубоководного судового хода (ГСХ) – пропуск до 20 судов в сутки. В последнее время Румыния делает все возможное для того, чтобы нейтрализовать конкуренцию украинского канала. Для этого предпринимаются различные шаги, начиная от привлечения внимания международных структур к проблемам Дунайского биосферного заповедника, который, якобы страдает из-за работы украинского ГСХ. В мае нынешнего года были введены новые тарифы и правила прохождения судов по Сулинскому каналу, которые были направлены на умышленное провоцирование оттока судо – и грузопотоков из украинского ГСХ. Согласно им, суда, направляющиеся в порты на Дунае и выбравшие для своего маршрута следования ГСХ Дунай – Черное море, а обратно – Сулинский канал, должны оплатить канальный сбор румынской стороне, как за вход, так и за выход, оплачивая при этом неоказанные услуги. Украина вполне может дать на эти действия румынской стороны “асимметричный ответ”, например, привлечь на уровне министерства иностранных дел внимание Евросоюза и обеспечить международный контроль за производством гидротехнических работ в румынской части дельты. Немного истории. В результате крупных гидротехнических работ в Сулинском рукаве (Румыния) в начале прошлого века его длина была сильно сокращена. Это вызвало довольно резкое увеличение доли стока Сулинского рукава, а вместе с ним и Тульчинского в ущерб Килийскому (украино-румынский рукав). Для отвлечения части стока реки в Сулинский канал в Измаильском чатале (в месте разделения Дуная на Килийский и Тульчинский рукава) в 1902 году была построена каменная насыпная поперечная дамба. Дополнительным импульсом стали гидротехнические работы в Георгиевском рукаве в 1981 – 1992 гг. Это привело к заметному увеличению доли стока не только Георгиевского, но и Тульчинского рукава и, соответственно, еще большему сокращению доли стока Килийского рукава. К настоящему времени соотношение стока между Килийским и Тульчинским рукавами составляет примерно 50 на 50. Для сравнения – соотношение стока между украинской и румынской системами в начале 20 века – 70 к 30 в пользу Украины. Совершенно очевидно, что несогласованные действия румынской стороны ведут к возможной экологической катастрофе в украинской дельте Дуная. При этом интересы Украины в дельте Дуная в последнее время не находят необходимого понимания в Евросоюзе. Из-за дефицита водности началась деградация украинской части дунайской дельты, в том числе на территории Дунайского биосферного заповедника, о котором так пекутся румынские дипломаты. Порт Констанца по-прежнему остается основным конкурентном украинских портов. Но причину этого следует искать, прежде всего, в тарифной политике. К сожалению, Украина относится к своему транзитному потенциалу хищнически, стараясь выжать из него все возможное.
Новости С чем, по-вашему, связано то, что Украина никак не может добиться выполнения Молдавией своих обязательств в споре вокруг Паланки? Лишь недавно в этом вопросе началось сравнительно активное движение…
Несомненно, что обменяв Паланку на несколько сот метров придунайской территории, Молдавия выиграла. Она смогла построить порт и стать морской державой. В то же время для Молдавии Паланка крайне важна, поскольку для молдавских граждан – это своеобразное “окно” на Украину, в частности, в Одессу, через которое они, например, могут возить товары на украинские рынки и с украинских рынков. Есть и проблема молдавской земли “по ту сторону” автотрассы. Для того, чтобы решить вопрос о передаче Украине этого участка для молдавского политика требуется смелость. Опыт показывает, что каждый раз, когда поднимается этот вопрос о Паланке, в Молдавии поднимается шум о “торговле родной землей”. Очевидно, что Кишинев, получив в обмен на Паланку порт, пытается “продать” ее еще раз. В итоге, есть шанс превращения Паланки в “вечную тему” украино-молдавских отношений. Это подтверждают и последние события, связанные с демонтажем украинских пограничных знаков. Киев становится более решительным в отношениях с Кишиневом. Как известно, сейчас рассматривается вопрос реализации в качестве национального проекта “Дунайского коридора”, в котором важную роль играет автотрасса Одесса-Рени. Возможно, что Украине в конце концов надоест этот постоянный торг. Сегодня все чаще раздаются голоса о необходимости строительства участка автотрассы Одесса-Рени в обход Паланки через Днестровский лиман.
Новости: Каков ваш прогноз на предстоящие 28 ноября досрочные парламентские выборы в Молдавии? Как может (и может ли) измениться политика Киева в регионе в зависимости от их результатов?
Вряд ли предстоящие выборы существенно изменят расклад политических сил в Молдавии. Скорее всего, в парламент пройдут три партии, входящие в нынешний Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) – Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная, а также Партия коммунистов. Однако, скорее всего, ни одна из противоборствующих сил – ни АЕИ, ни ПКРМ не наберут достаточное количество голосов для избрания президента страны. Поэтому многое зависит от двух факторов – от способности коммунистов договориться с какой-либо из партий АЕИ, например, с демократами, а также от того, не пройдет ли в парламент еще одна партия, которая может стать обладательницей “золотой акции”. ПКРМ в свое время много сделала для Молдавии, однако в последние годы с ней произошла та же метаморфоза, которая происходит с любой партией, которая длительный срок находится при власти – она потеряла чувство реальности. Сегодня в партии появились новые интересные люди, однако ПКРМ остается партией Воронина. Михай Гимпу в должности и.о.президента Молдавии сделал многое для того, чтобы настроить против Альянса значительную часть населения страны. Его откровенный крен в сторону Румынии, попытки радикально переписать историю вызвали откровенно негативный резонанс как внутри республики, так и за ее пределами. Причем Гимпу вел свою игру очень грамотно и для того, чтобы ее переломить, премьер-министру Владу Филату пришлось пойти на ряд неординарных шагов. К числу успехов премьера я бы отнес подписание соглашения о границе между Румынией и Молдавией, а также определенные позитивные подвижки в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, в частности, возобновление движения поезда Кишинев-Одесса. Пусть к договору о границе есть вопросы, пусть поезд Кишинев-Одесса не решает проблем сообщения между берегами Днестра, важен сам факт. Молдавии сегодня нужен масштабный политический диалог, своеобразный “исторический компромисс”, направленный на изменение политической системы. Ведь провал сентябрьского референдума по изменению порядка выборов президента только отложил кризис, а не разрешил его. Если не будет найден компромисс, то нынешняя ситуация будет повторяться от выборов до выборов. Молдавия рискует стать страной перманентных выборов. Какой-то части политикума такая ситуация выгодна, поскольку ловить рыбку всегда лучше в мутной воде, но для государства и народа это будет очевидный проигрыш. Она каждый раз будет балансировать на грани утраты государственности. А утрата государственности – это не обязательно поглощение Молдавии Румынией. Просто будет существовать некая территория с границами, флагом, гербом, а самого государства не будет. В то же время, при любом итоге выборов вряд ли стоит ожидать серьезного изменения в политике Киева по отношению к Молдавии. Украина, похоже, избавляется от “романтизма” в украино-молдавских отношениях и становится более прагматичной. В то же время, к сожалению, Украина практически не предпринимает никаких усилий для формирования “проукраинской партии” в молдавском политическом классе. Кстати, то же самое можно сказать про Румынию и непризнанную Приднестровскую республику, где Украина также нуждается в сторонниках и лоббистах. Если вспомнить историю, то “молдавский вектор” в те недолгие периоды, когда существовало независимое украинское государство, играл важную роль в его внешней политике. Так было и во времена Богдана Хмельницкого, и во времена Украинской Народной Республики и во времена Украинской державы гетмана Скоропадского. Поэтому я думаю, что Украина должна быть более активной в молдавских политических играх.
Новости: Соответствует ли поддержка официальным Киевом “территориальной целостности” Молдавии реальным интересам Украины в регионе?
Rambler-Новости
В Санкт-Петербурге на рабочем месте обезглавлена сотрудница медуниверситета
Введение 60-часовой рабочей недели назвали шагом к «социальной войне»
Путина и Медведева обвинили в государственной измене
Безусловно. Имея в своем составе проблемные территории, в которых время от времени возникают сепаратистские настроения, Украина не может себе позволить роскошь поддерживать непризнанные республики на просторах СНГ. Сегодня любой шаг в этом направлении может спровоцировать эффект домино. Недаром Виктор Янукович, который в 2008 году высказывался о необходимости признания Украиной независимости Абхазии и Южной Осетии, вскоре после прихода к власти, заявил о безусловной поддержке территориальной целостности Грузии. Иное дело, что Украина, на мой взгляд, должна быть более гибкой в вопросах взаимоотношений Кишинева и Тирасполя и преследовать, прежде всего, свои национальные интересы. Основной акцент здесь может быть сделан на поддержку соотечественников, украинцев, живущих на территории Молдавии, причем не только в левобережных районах, но и в правобережных. Украинцы на территории Молдавии – это не диаспора, появившаяся вследствие эмиграции, а такое же коренное население, как и молдаване. Они живут на этой земле столетиями, и для Украины крайне важно поддерживать их национальную идентичность и защищать их права так, как это делают другие государства.
» Новости » Украинцы в Молдавии – коренное…