В мире немного боевых самолетов, которые за столь короткое время
завоевали бы такое признание и авторитет, как истребитель-перехватчик
Су-30МК. Впервые показанный на авиасалоне в Дубае (ОАЭ) в 1993 году,
он не перестает удивлять авиационный мир все новыми и новыми
возможностями. На выставку вооружений в Чили, например, Су-30МК летел
через океан своим ходом, что само по себе было сенсацией. А на
авиасалоне Фарнборо-94, который проходил в Великобритании, наш
истребитель-перехватчик демонстрировал такой головокружительный
пилотаж с полным боевым комплектом, имея на борту более 7 тонн
ракетно-бомбового вооружения, что даже конкуренты вынуждены были
признать – подобного самолета на Западе пока просто нет.
Разработан истребитель-перехватчик Су-30МК в АНПК ОКБ Сухого
под руководством генерального конструктора Михаила Симонова на базе
хорошо известного учебно-боевого самолета Су-27УБ. Машина получилась
уникальная. Достаточно сказать, что этот самолет способен в течение
десяти часов беспосадочно барражировать в воздухе и после этого
наносить поражающие удары по самым различным воздушным, наземным и
морским целям.
– Чтобы столь существенно увеличить время и дальность полета, нам
пришлось оборудовать самолет системой дозаправки в воздухе, а также
модернизировать многие агрегаты и системы машины, – говорит главный
конструктор Игорь Емельянов. – Результат превзошел ожидания.
Достаточно сказать, что в одном из испытательных полетов летчики-
испытатели Николай Садовников и Игорь Вотинцев выполнили беспосадочный
перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре и обратно, преодолев за 15
часов 31 минуту расстояние более 14 тысяч километров. Правда, позже,
после консультаций с учеными-медиками, время пребывания самолета в
воздухе решено было ограничить 10 часами.
Согласитесь, десять часов – это тоже немало. Особенно если
учесть, что при этом экипажу, в составе которого два летчика,
приходится не только пилотировать самолет, но и контролировать
воздушную обстановку, а при необходимости и вести бой. Чтобы в полете
летчики могли подменять друг друга, обе пилотские кабины на Су-30МК
полностью идентичны. Как с точки зрения управления самолетом, так и
управления оружием.
Новый истребитель-перехватчик имеет интегральную аэродинамическую
компоновку, электродистанционную систему управления, автоматически
отклоняющуюся механизацию передней и задней кромки крыла, ряд других
систем, обеспечивающих надежную и устойчивую работу двигателей,
пилотажнонавигационного комплекса, бортового вооружения. Навигационная
система Су – ЗОМК позволяет выполнять полет практически в любом регионе
земного шара. В конструкции самолета широко применены титановые
сплавы, композиционные материалы. Установленные на истребителе-
перехватчике два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф
конструкции А. М. Люльки обеспечивают отношение тяги к весу самолета
более 1.
Су-30МК в полной мере сохранил пилотажные качества своего
предшественника, а за счет установки новых типов ракет и систем
управления вооружением значительно увеличил боевую эффективность. В
отличие от Су-27, это уже многофункциональный самолет. Специалисты
утверждают, что аналогов у Су-30МК на Западе нет. Его даже сравнить с
какимто конкретным самолетом трудно, так как он один способен решать
задачи, которые по силам истребителю F-15, истребителю-бомбардировщику
F-15Е, штурмовику А-10, бомбардировщику F-111В.
Главное предназначение Су-З0МК – перехват воздушных целей на
дальних рубежах. Он также с успехом может использоваться для нанесения
ударов по наземным и морским целям. Для этого в его арсенале имеется
самое современное оружие класса воздух-воздух и воздух-
поверхность.
– Су-30МК несет до 8 тонн боевой нагрузки, – говорит Виктор
Галушко, отвечающий за разработку боевого комплекса этой машины. –
Самолет имеет 12 точек подвески, на 10 из которых может подвешиваться
управляемое ракетное оружие. При работе по воздушным целям
используются всеракурсные управляемые ракеты с радиолокационными и
инфракрасными головками самонаведения Р-27, Р-73 или Р-77. Для
поражения наземных и морских целей – противорадиолокационные ракеты
Х31П, ракеты с телевизионным и лазерным наведением типа Х25ЛД, Х-29Л и
Х-29Т, крылатая ракета Х-59М с телевизионным наведением, обычные
авиационные бомбы, а также корректируемые КАБ-500, неуправляемые
авиационные ракеты. Кроме этого, на самолете установлена стандартная
авиационная пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов.
Система управления вооружением включает в себя мощную импульсно-
доплеровскую помехозащищенную РЛС, позволяющую вести поиск и
сопровождение целей на фоне земли, и оптикоэлектронный локатор с
нашлемной системой целеуказания. Су30МК может использоваться также в
качестве воздушного командного пункта.
Работы по модернизации СУ-30МК продолжаются.
Основные летно-технические характеристики:
Взлетный вес, кг
нормальный, 25.000
максимальный 34.000
Максимальная скорость полета, М 2
Дальность полета, км
без дозаправки 3.000
с одной дозаправкой 5.200
с двумя дозаправками 6.900
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 9
Стартовая тяговооруженность 1,1
Практический потолок, м свыше 18.000
Тяга двигателей ТРД АЛ-31Ф, кгс 2х12.500
Длина разбега/пробега, м 550/650