Тот факт, что уже на стадии летных испытаний самолетамфибия А-40
Альбатрос установил 126 мировых рекордов, красноречиво
свидетельствует: таганрогские авиастроители создали уникальную машину.
А ведь долгое время (без малого два десятилетия) гидроавиацией у нас
практически не занимались. В прежнем руководстве страны да и в
Министерстве обороны считали, что коль на Западе таких самолетов не
строят, то и нам они не нужны. Создание Альбатроса символизирует по
сути возрождение гидроавиации России.
– Задумывался А-40 прежде всего как противолодочный авиационный
комплекс, которому предстояло заменить хорошо известный гидросамолет
Бе-12, – говорит главный конструктор Алексей Шинкаренко. – В начале
восьмидесятых мы начали его проектирование, а в декабре 1987 года
экипаж заслуженного летчика-испытателя Евгения Лахмастова поднял
машину в воздух.
Сегодня, когда практически завершен полный цикл летных испытаний,
можно со всей определенностью сказать, что машина состоялась. По
сравнению с Бе-12 новый самолет имеет существенно более высокие летно-
технические и мореходные характеристики, многократно превосходит его
по боевым возможностям. Он способен нести на борту полный комплект
имеющегося в российской армии минно – и бомбо-торпедного вооружения,
вести активный поиск и уничтожение различных морских целей.
Современное радиолокационное и навигационное оборудование позволяет
решать боевые задачи в условиях ограниченной видимости, даже в туман и
ночью.
Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе, длительное
время может находиться на плаву, ему не страшны волны высотой до двух
метров (5-6 баллов).
Несмотря на большие размеры (длина самолета 42 метра, размах
крыла 42 метра и высота 11 метров), а также почти в три раза больший,
чем у Бе-12, вес, самолет получился очень летучим. В нем удивительным
образом сочетаются качества корабля и самолета. Хорошая
тяговооруженность и летные характеристики, сопоставимые с теми, что
имеют лучшие сухопутные машины, обеспечивают Альбатросу высокую
скороподъемность, малые дистанции на разбеге и пробеге, возможность
выполнять полет в широком диапазоне высот и скоростей.
Самолет имеет просторную, с прекрасным обзором кабину и
достаточно большой грузовой отсек, в котором можно разместить до 6,5
тонн различных грузов. Он прост в обслуживании и пилотировании, очень
надежен в эксплуатации. Так как двигатели расположены над фюзеляжем,
попадание воды в них практически исключено. На машине достаточно
успешно решена проблема антикоррозийной защиты.
Альбатрос демонстрировался на международных выставках и
авиасалонах во Франции, в Арабских Эмиратах, Шри-Ланке, Индонезии,
Австралии, Новой Зеландии и везде был в центре внимания специалистов и
прессы. В Ле Бурже, например, машине присвоили почетное звание Мисс
Париж-91.
А-40 – гидросамолет – универсал. На его базе создано и продолжает
разрабатываться целое семейство машин народнохозяйственного
назначения. В частности, есть варианты самолета-амфибии для ведения
поисково-спасательных работ, перевозки грузов и пассажиров, решения
экологических задач, тушения пожаров. Специалисты считают, что в
области пожаротушения, например, этот самолет способен совершить
революцию, так как забор воды может осуществлять прямо в полете, на
глиссировании. На базе А-40 конструкторы Таганрогского авиационного
научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева разрабатывают сейчас
многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, представляющий собой уменьшенную
копию Альбатроса.
Словом, достоинств у А-40 много. Давно ждут его в войсках. Но из-
за финансовых трудностей серийный выпуск амфибии пока, к сожалению, не
начат. В то же время, ряд западных фирм проявляет к нашему самолету
вполне конкретный интерес. В частности, военное ведомство Англии ведет
переговоры о закупке партии Альбатросов для замены выработавших
ресурс самолетов Нимрод. По приглашению зарубежных специалистов
генеральный конструктор АНТК имени Бериева Геннадий Панатов сделал
доклад о возможностях Альбатроса и перспективах развития
гидроавиации в штабквартире НАТО в США. Хотя таганрогцы и
заинтересованы в экспорте своей оборонной продукции, им, понятно, не
хочется, чтобы А-40 строился сначала для зарубежных армий и лишь потом
для защиты отечественных морских рубежей.
Основные летно-технические характеристики:
Максимальный взлетный вес, кг 86000
Тяга двигателей, кгс 2 по 15000
Крейсерская скорость, км/ч 700
Максимальная дальность полета, км 5500
Дальность полета с грузом 6,5 т, км 4700
Длина разбега при взлете, м 1000-1200
пробег при посадке, м 700-900