Случай в краковской синагоге

(Вспомнилось в связи недавними дискуссиями о шабаше антирелигиозных "художников". Кстати, в фильме, насколько я припоминаю, этого эпизода не было, как и ряда довольно важных сюжетных линий – например, о вахмистре Боско, о начальнике полиции юденрата Симхе Спире и его судьбе).(Перевод довольно корявый, но другой мне неизвестен)…взвод айнзацгруппы собрался у синагоги четырнадцатого столетия на Старой Божнице. Как и предполагалось, они застали тут за молитвой компанию старых евреев с бородами, в пейсах и в молитвенных одеяниях. Согнав из окружающих зданий некоторое количество не столь ортодоксальных евреев, их тоже запихали в синагогу, словно бы немцы желали посмотреть, какова будет реакция одной группы на другую.Среди тех, кому пришлось переступить порог синагоги на Старой Божнице, был гангстер Макс Редлих, который никоим иным образом не попал бы в древний храм и не был бы приглашен в него. Они стояли перед ковчегом Завета, два совершенно разных представителя одного народа, которые в нормальный день сочли бы присутствие друг друга оскорбительным для себя. Солдат айнзацгруппы вскрыл ковчег и вытащил из него пергаментный свиток Торы.Странное сообщество, собранное под сводами синагоги, должно было пройти мимо брошенного на пол свитка и плевать на него. Увильнуть было невозможно — плевок был явственно виден на пергаменте.…Людям из айнзацгруппы было ясно, что современный еврей пойдет на их требования и даже постарается посмотреть им в глаза, как бы говоря: «Да бросьте, мы слишком умны, чтобы обращать внимание на эти глупости». Во время подготовки эсэсовцам говорили, что еврейское воспитание — всего лишь тонкая оболочка на либеральном фасаде1 и, когда согнанные в синагогу обладатели коротких причесок и современных одеяний вернутся к вере отцов, отказавшись совершить святотатство, это и будет доказано.Но все оплевали свиток — кроме Макса Редлиха. Айнзацгруппа убедилась, что проверка оправдала затраченное на нее время — человек, внешний вид которого позволял предполагать, что он без возражений плюнет на свиток, ибо для него он с интеллектуальной точки зрения представлял бессмысленный остаток древних верований, — в этом человеке вскипевшая кровь сказала, что перед ним лежит священная реликвия его народа. Когда наконец евреи откажутся от таких смешных предрассудков, как голос крови? Неужели они не могут мыслить столь же четко, как Кант? Вот в чем был смысл испытания.Редлих не выдержал его. Он произнес маленькую речь.— На моей совести много грехов. Но этого я сделать не могу. Его пристрелили первым, после чего расстреляли всех остальных, оставив от одной из старейших в Польше синагог лишь обгорелый скелет.(1) так в переводе

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.